Не знаю на счёт метро, а на счёт электрички могу сказать, работал и помощником и машинистом. Так как в метро работает только один машинист, то в моём случае упали в обморок оба, машинист и помощник.
Электропоезд , либо грузовой или пассажирский поезд - остановиться. Не сразу, но остановиться.
Как? Есть система Саут - Система Автоматического Управления Тормозами, короче диспетчер с пульта по идее может остановить (если она работает). А так даже без этой системы диспетчер может переключить светофор. При подъезде к светофору с превышением скорости (на жёлтый не более 60 км/ч, на красный за 400-500 метров до светофора скорость должна быть не более 20 км/ч) сработают автотормоза.
Даже без диспетчера поезд сам встанет, есть именно на такой случай так называемая кнопка бдительности. Через определённое время загорается лампочка и машинист должен нажать на эту кнопку. Она горит несколько секунд, если машинист отвлёкся и не заметил загорание лампочки - начинает громко свистеть свисток в кабине и если после этого не нажать на кнопку сработают автотормоза.