Многие правда не знали. Ведь не знать того, чего знать не хочешь (или не велено), очень просто на самом деле. Есть замечательная книжка немецкого историка и социолога Лутца Нитхаммера "Вопросы к немецкой памяти" (она издана и по-русски). Это глубинные интервью с разными людьми, пережившими нацизм и войну плюс выводы из этих рассказов. Там есть, например, такие воспоминания молодого парня, призванного в армию в 1943 году. Он служил практически прямо в Бухенвальде, для него увиденное было потрясением:
"В 1943 году, 15 марта, я стал солдатом… И сначала я попал в Веймар-Бухенвальдский запасный танковый полк… И там я получил первый удар по носу. Если вы эти фотографии видали… [Интервьюер переспрашивает] Ну, мы могли, например, когда на крыше казармы сидели, заглядывать в каменоломню. И известно ведь, как там люди, они ведь должны были там… 50 человек, скажем, впряжены в повозку, и тащить вверх на гору. А справа и слева ходили надсмотрщики и дубасили по ним.
И.: И какое впечатление это на вас произвело?
Потрясение, потрясение.
И.: Я действительно не хочу вас…
Нет-нет. «С точки зрения того времени», «не думали» – ну-ну… Для меня в тот момент точно мир рухнул. Я ведь тогда, понимаете, мы ведь честно тогда… Не знаю, как вам сказать. Это ж на самом деле. Это было потрясение. Хотя пытались нам, естественно, разъяснить, что это недочеловеки, русские военнопленные, евреи и кто его знает, кого они там еще нагнали. Но было опять-таки это первое столкновение с реальностью нацизма, и это было для меня потрясением, я был в полном смятении [долгая пауза]. Я должен сказать, я потом через это, конечно, перешагнул, так, и [вздыхает] через это потом перешагивали. Меня потом в Россию послали.
И.: И сколько же вы пробыли в Бухенвальде?
Ну, я был там, наверное, месяца три. Но тут я должен сказать, мы были не в самом концлагере, а в казармах. А казармы стояли в принципе за пределами концлагеря, но можно было, значит. И там ходили, естественно, люди, и они ж должны были, если лагерник приходил и если я, молодой пимпф, шел мимо, то они должны были, он должен был шапку сдергивать. Так я никогда не смотрел в ту сторону. Я всегда – в другую. Это представить себе невозможно. [Пауза.] Например, парикмахеры или кто еще, которые нас там стригли, да? [Пауза.] Так с этими людьми тоже не разговаривали. Сегодня я тоже могу понять: для тех людей было слишком опасно с нами разговаривать. Ведь мы по дурости своей еще заложили бы их".
Дополню Лилию Левченко. С какой ненавистью относятся в России к мигрантам? Узбекам, таджикам, киргизам? Именно на бытовом уровне. И вот представьте, что от призывов основной массы людей "дать им пинка", до призывов правых "мочить" просто шаг. Я думаю многие граждане нашей страны с удовольствием бы не заметили концлагерей для мигрантов, пользовались бы их рабским трудом, считали бы недочеловеками. А тут еще справшивают, как немцы относились. Да так же как и мы, если б у нас была такая же ситуация. Люди готовы пожалеть котиков и собачек, а вот ближнего своего… Грустно.
Elena Timofeeva, многие не забыли, как в 1991-м те же таджики и прочие жители Русского Туркестана резали русских и хапали их квартиры и дома, вынуждая бежать в центральную Россию.
Другие кричали: "Русские, не уезжайте, нам нужны рабы!"
А что, в ГУЛАГЕ тоже людей тупо сжигали в крематориях, и травили газом?
Есть прекрасно-ужасный фильм по этой теме. Называется "Мальчик в полосатой пижаме" (The Boy in the Striped Pyjamas). Он хоть и художественный, но очень живо показывает отношение семьи начальника лагеря смерти к происходящему.
Фильм очень тяжелый. Не рекомендую очень впечатлительным.
Посмотрите кино "Наступит ночь" (Night will fall)- это документальные хроники с освобождения нацистских лагерей, где есть кадры, когда немцев- жителей соседних городов- буквально сильно заводят внутрь и демонстрируют ужасы, которые творилось "за оградой".
Да. А еще их заставляли эксгумировать трупы для перевозки на постоянное место захоронения.
Концлагеря располагались в сельской местности. Так что рядом с ними жили не горожане, а сельчане. Сельчанам же думать о том, что происходит где-то там - некогда. Им надо было обеспечивать повышение урожайности на собственных землях.
Алёна, а давайте подумаем, куда мог деваться пепел сожжённых? В натуре, а не в красивых стихах, где, "пепел стучит в сердца".
А что думали евреи-революционеры, которые истребляли казаков целыми станицами? Или морили голодом огромные территории? Что думал тов Троцкий, когда устраивал кровавый террор? Я думаю тоже самое, что и обычные немцы, проживающие возле конц-лагерей.