У традиционной религии две основные функции: социализирующая и психотерапевтическая. При помощи социализирующей человеку навязывается послушание и подчинение, причём не столько Богу, сколько его, так сказать, представителям на местах: царю, королю, президенту, хозяину сахарной плантации, отцу, начальнику. При помощи психотерапевтической смягчается боль и страдание, которые естественным образом начинает испытывать лишённый свободы человек.
В некоем "вакуумном" обществе, лишённом религиозного дискурса, принципы социального взаимодействия, тем не менее, останутся обычными, стандартными: иерархия, социальное и имущественное расслоение и т.д. Теоретический ребёнок в таком обществе будет отличаться от своего "религиозного собрата" просто более адекватным пониманием законов, по которым этот социум устроен и функционирует: он будет ориентироваться на взаимодействие с людьми и на собственные силы и возможности, а не на волю Божию.
Если вообще ничего не говорить ребенку про кулинарию, научится ли он сам готовить карбонару? Если ничего не говорить ребенку про науку, сформирует ли он сам законы Ньютона? Если ничего не говорить ребенку про искусство, придет ли он сам к супрематизму? Были ли такие случаи?