Фома Аквинский различает несколько уровней познания Бога:
Сверхъестественное – для будущей вечной жизни, познание на основе веры и познание в границах естественного разума человека.
Аквинат признает чувственное познание как источник нашего естественного знания, но чем выше уровень духовности, тем многогранней возможности познания. При таком подходе процесс познания рассматривается как воплощение творческой деятельности человека. А феномен творчества непосредственно связывается с понятием свободы, которая понимается как программа развития личности. При этом только усилий самого человека недостаточно, необходимо наличие божественной благодати, которая не лишает личность ее особенности, но способна ее совершенствовать. Свобода человека реализуется через выбор целей и средств их достижения.
О праве:
Сущность заложена именно в законе (вечном, естественном и божественном позитивном), а уже закон, будучи правилом справедливого и правого, дает образ права и его основание. Есть еще общее всем людям право, основанное на разуме. Некоторые понятия о справедливости столь явно вытекают из требований разума, что встречаются практически во всех человеческих обществах. Так как разум присущ всем людям, то общими являются и проистекающие из него соглашения. Так формируется общее всем людям условное право, именуемое человеческим правом. Будучи продиктовано естественным разумом, человеческое право не институируется, оно осуществляется спонтанно везде, где господствует разум.
О Душе:
Учение Фомы о бессмертии души включает в себя такие положения как:
положение о неразрушимости интеллекта, положение о том, что интеллект представляет собой единую неразрушимую способность (а не состоит из высшей, неразрушимой, части и низшей, положение о сущностном единстве человеческой души и неразрушимости всей индивидуальной души, положение о том, что человеческая душа является несовершенной субстанцией и требует единения с человеческим телом ввиду того, что душа предназначена для того, чтобы одушевлять тело, но сама душа не имеет строения, а также ввиду того, что единение с телом необходимо душе, чтобы она выполняла свою главную функцию -познание, положение о том, что конкретная душа является формой конкретного тела.