Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что стало с классическим гангстерским кино в духе «Славных парней» и «Крестного отца»? Сможете назвать 20 достойных фильмов в этом жанре за последние 10 лет?

КиноФильмы+3
Семён Александрович
  · 808
редактор kino-teatr.ru, автор «Искусства кино», ведущий подкаста Monday Karma  · 18 авг 2016  ·
micmacs

Начну немного издалека: всё перечисленное - это очень разные гангстерские произведения и по стилю, и по эпохе, и по времени, когда они появились. “Подпольная империя” начинается в 20-е, “Крестный отец” - это середина века, “Славные парни” - вторая половина двадцатого столетия. Есть еще и “Лицо со шрамом” (1932) Ховарда Хоукса - совсем уж классический гангстерский фильм, полвека спустя Брайан ДеПальма сделал очень вольный ремейк, тоже уже считающийся классическим.

Тут мы можем увидеть как минимум три с половиной пика активности гангстерских фильмов:

  • всплеск гангстерского кино после начала Великой депрессии и принятия Сухого закона (“Лицо со шрамом”, “Ангелы с грязными лицами”);

  • переосмысление этого всплеска и реальных гангстерских историй “новым Голливудом” - кинематографа более смелого и неподцензурного, если сравнивать с послевоенным и даже кино 80-х (как пример этого явления наиболее показателен, наверно, фильм “Бонни и Клайд” Артура Пенна, где режиссер романтизирует заглавную пару и очень красочно демонстрирует их гибель). Фрэнсис Форд Коппола тоже одна из важнейших фигур “нового Голливуда”, а “Крестный отец” только в этом контексте и мог получиться таким, каким мы его знаем.

  • конец XX и XXI век, когда к гангстерской поэтике вновь обратились, например, и Де Пальма (“Неприкасаемые”, 1987), и Скорсезе (“Славные парни”, “Подпольная империя”). Шаг отчасти ностальгический, отчасти - вызванный эволюцией криминальных героев современности (например, реальный Генри Хилл, уже отличающийся и от Аль Капоне, и от Диллинджера).

Что происходит сейчас с гангстерским кино? В своем костюмированном воплощении оно продолжает существовать как стильное ретро (нередко - излишне иллюстративное), логичное хронологическое продолжение жанр нашел в криминальных драмах про организованную преступность. Возможно, шляпы, пальто и томми-ганы переживут очередную волну популярности, но что может это спровоцировать - сказать затруднительно.

После такого ответа странно называть двадцатку, поэтому только 8 вариантов:

Беспредел” (2010) и “Полный беспредел” (2012) - дилогия Такеши Китано про якудза;

Город гангстеров” - стильный сериал Фрэнка Дэрабонта про 40-е, закрытый после первого сезона (на мой взгляд, очень даже зря);

“Охотники на гангстеров” - неплохой режиссер Рубен Фляйшер, снявший “Добро пожаловать в Zombieland”, пытается привить ганстерской драме эстетику комикса, получается не очень, но в рамках того, что сейчас пытаются делать с жанром, это выглядит очень показательно;

Самый пьяный округ в мире” - брутальный австралиец Джон Хиллкоут берется за реальный сюжет из начала XX века и рассказывает про семейство бутлегеров (Кларк, Харди, ЛаБаф), соседних гангстеров и полицию. история, пытающаяся хронологически проникнуть в самое сердце видавшего лучшие времена жанра;

Общак” - экранизация одноименного рассказа Денниса Лихейна с Томом Харди, уже про современность и чеченскую мафию;

“Ограбление казино” - тоже, скорее, криминальная драма, но виртуозно демонстрирующая, как преступная среда реагирует на ситуацию в стране. Обама в телевизоре, Брэд Питт с дробовиком, Эндрю Доминик - большой режиссер;

“Проклятый путь” Сэма Мендеса - вышел чуть раньше последних десяти лет (2002), но это как раз удачный пример графичной гангстерской драмы (фильм основан на одноименном комиксе).

Ограбление казино, Общак и Беспределы все же немного другой жанр. К теме вопроса отнес бы следующие фильмы... Читать дальше