Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что такое речевой жанр?

В знаменитой статье М.М. Бахтина "Проблема речевых жанров" собственно понятие "жанр" никак не определено. Какое же определение ему даёт современная лингвистика?

ФилологияЛингвистикаЖанры
Андрей Яковлев
Филология
  · 43,1 K
Филолог и лингвист, преподаватель в институте филологии и журналистики  · 24 февр 2021  · sgu.ru/person/rogozhina-elena-igorevna

Речевой жанр – микрообряд, который представляет собой вербальное оформление взаимодействия партнеров коммуникации. Обычно это достаточно длительная интеракция, порождающая диалогическое единство или монологическое высказывание, которое содержит несколько сверхфразовых единств. К числу речевых жанров можно отнести разговор по душам, болтовню, ссору, светскую беседу, застольную беседу, анекдот, флирт и т. п.

Субжанры – минимальные единицы типологии речевых жанров, равные одному речевому акту. В конкретном внутрижанровом взаимодействии они чаще всего выступают в виде тактик, основное предназначение которых - менять сюжетные повороты в развитии интеракции.

Гипержанры – это макрообразования, т. е. речевые формы, которые сопровождают социально-коммуникативные ситуации, объединяющие в своем составе несколько жанров. Так, например, можно выделить гипержанр застолье, в состав которого войдут такие жанры, как тост, застольная беседа, рассказ и т. п.

Жанроиды – переходные формы, которые осознаются говорящими как нормативные, но располагаются в межжанровом пространстве. Так, можно выделить жанроид, представляющий собой гибрид болтовни и разговора по душам, жанроид, сочетающий в себе элементы ссоры и семейной беседы (конфликтная семейная беседа), и т. п. [Седов 2007 :14–15].

Кроме того, существуют следующие классификации:

М. Ю. Федосюк выделяет элементарные и комплексные жанры «〈...〉 под элементарными речевыми жанрами следовало бы понимать такие тематические, композиционные и стилистические типы текстов, в составе которых отсутствуют компоненты, которые, в свою очередь, могут быть квалифицированы как тексты определенных жанров.

Элементарные речевые жанры – сообщение, похвала, приветствие или просьба.

Комплексные речевые жанры – типы текстов, состоящие из компонентов, каждый из которых, в свою очередь, обладает относительной завершенностью и представляет собой текст определенного жанра. Комплексные речевые жанры монологические (утешение, убеждение или уговоры) и диалогическими (беседа, дискуссия, спор или ссора)».

А. Г. Баранов выделяет простые и сложные жанры:

«Мы полагаем, что плодотворную рубрикацию речевых жанров М. М. Бахтина можно развить, спасая диалог как первичный в генезисе тип текста:

1) первичные (простые) речевые жанры близки речевым актам;

2) первичные (сложные) речевые жанры равны диалогическому тексту;

3) вторичные (простые) речевые жанры – функционально-смысловые элементарные тексты – описание, повествование и др.;

4) вторичные (сложные) речевые жанры – тексты, включающие низшие речевые жанры в трансформированном виде».

Простые и сложные жанры выделяет и Ст. Гайда, но его типология, кроме того, включает примарные и секундарные жанры:

«Жанры простые и сложные. Основой для такого деления может быть теория речевых актов Остина-Серля.

Простые жанры – это, говоря вообще, типы иллокутивных актов, называемые при помощи отглагольных существительных, значение которых определяет речевое действие, например угроза, отказ, присяга, вопрос, клятва, приглашение и т.д.

Сложный жанр – это типизированная последовательность речевых актов, структура которого имеет относительно конвенциональный характер.

Здесь обычно имеют дело с группой неоднородных актов, каждый из которых в глобальной деятельности имеет свои

функцию и место, например приветствие в разговоре. Такая последовательность (например разговор, письмо) в целом может выполнять роль, присущую простому жанру (ср. письмо как инструкция или предостережение). Отношения между отдельными актами высказываний в макроакте могут складываться по-разному, например отношения подчинения, даже облигаторное вынуждение появления очередного акта (поздравления и благодарность).

Жанры примарные и секундарные.

Первые актуализируются в текстах, которые рождаются в коммуникативных условиях “лицо-в-лицо” и непосредственно отнесены к “Я – Здесь – Сейчас” говорящего. Сюда относятся как простые жанры (вопрос), так и сложные (разговор).

Секундарные (производные) жанры появляются в условиях высокоразвитой культурной коммуникации и являются дериватами от примарных жанров. К таким производным жанрам относятся, например, бытовое письмо, дневник, дискуссия. Секундарные разговорные жанры могут быть основой для дальнейших преобразований (ср. письмо как основа научной статьи)» [Гайда 1999: 110].

Т. В. Шмелева противопоставляет четыре типа РЖ:

информативные— цель которых — различные операции с

информацией: ее предъявление или запрос, подтверждение или опровержение;

императивные — цель которых — вызвать осуществление / не-

осуществление событий, необходимых, желательных, опасных для

кого-то из участников общения;

этикетные (в других работах Т. В. Шмелевой — «перформативные». — В. Д.) — цель которых — осуществление особого события, поступка в социальной сфере, предусмотренного этикетом данного социума: извинения, благодарности, поздравления, соболезнования и т. д., вплоть до отречения от престола;

оценочные — цель которых — изменить самочувствие участ-

ников общения, соотнося их поступки, качества и все другие манифе-

стации с принятой в данном обществе шкалой ценностей [Шмелева

1997: 91–92].

Седов К. Ф. Психолингвистический аспект изучения речевых жанров // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М., 2007.

Дементьев В. В. Теория речевых жанров. — М.: Знак, 2010. — 600 с.

2 эксперта согласны