«Рок на костях» или «рок на ребрах» – это любительская технология копирования музыкальных записей, существовавшая в 50-е – 70-е года в СССР, как форма музыкального самиздата и распространения той музыки, которая не выпускалась в СССР, но попадала в страну окольными путями. К такой музыке относились как западные исполнители (например, популярные тогда Элвис Пресли, Rolling Stones, Майлз Девис, Джон Колтрейн и другие), так и запрещенная в СССР отечественная или эмигрантская музыка (Александр Вертинский). Технология «рока на костях» заключалась в том, что вместо винилового носителя использовались листы с рентгеновскими снимками.
Такие снимки были самым дешевым и доступным по тем временам носителем и покупались в поликлиниках и больницах, чтобы потом в домашних студиях звукозаписи превратиться в «Рентгениздат». Сами кустарные грампластинки продавались так же из-под полы, как и реальные виниловые записи запрещенной музыки, но музыка на снимках черепов, грудных клеток и других частей тела стоила гораздо дешевле, и, несмотря на плохое качество, пользовалась большим спросом.
Первые пластинки с рок-музыкой записывались с помощью кустарных устройств на использованных листах фотопластинок из рентгеновских кабинетов. На них использовался толстый светочувствительный слой на основе желатина, который резался специальным тонким резаком "рекордера", образуя канавки. На просвет на таких пластинках были видны чьи-то кости. Отсюда и название.
Я бы уточнил, что речь идёт об СССР. На Западе всё-таки не было нужды использовать рентгеновские снимки.