Я с большой симпатией отношусь к Бэнкси: к его изобретательности, чувству юмора и социальной критике, очевидной в большинстве его работ. Но пару лет назад мы с британскими коллегами обсуждали на конференции по стрит-арту ту ловушку, в которой Бэнкси оказался. Он почти не может больше заниматься стрит-артом (в основе своей – нелегальной, свободной и критической практикой), потому что все, что он производит, мгновенно обращается в золото. Целые стены с его рисунками пытаются продавать на аукционах; владелец двери клуба, на которой он в прошлом году оставил стенсил, перенес эту дверь внутрь помещения и начал брать плату за ее просмотр. В этом смысле "Dismaland", «Парк разочарований», выглядит интересным решением – одновременно и попыткой продолжить работу в другом формате, и стремлением сделать ее коллективной (немного уйти от навязчивости собственного брэнда), и продолжать говорить о том, что уличный художник думает о современном обществе. Удачным видится и выбор места, привлекающий внимание к проблемам маленьких городков на побережье. К тому же, Бэнкси сумел перенаправить поток капитала, обернув этот проект на пользу не себе и не владельцам галерей, а тому месту, где он реализован: при стоимости билетов в «Парк разочарований» 5 фунтов (это не много), он привлек в городок Weston-super-Mare огромное количество посетителей, заполнивших все отели, обеспечивших заказами кафе и работников такси, и т.д..
У меня, к сожалению, не было возможности лично посетить «Парк разочарований», но по отчетам очевидцев (например, здесь: highsnobiety.com) можно видеть, что разочарования не разочаровывают, остроумно выворачивая наизнанку «парадные витрины общества потребления» и искусственные «зоны счастья», которые представляют собой современные парки развлечений. Чего стоит одно то обстоятельство, что в парке огромные очереди, избежать которых нельзя – воистину разочарование, включенное в цену билета и в любом традиционном тематическом парке! Но одновременно тот же посетитель (как и другие) пишет о слишком прямолинейном и очевидном месседже ряда работ (обугленный замок Золушки понравился не всем), о том, что присутствие «брэнда Бэнкси» в этой сиутации никуда не исчезло. Я бы сказала, что ловушка, в которой Бэнкси находится – не из тех, из которых элементарно найти выход. Но видно, что он старается.