Я думаю, что в России нет никакой Болонской системы.
На деле нет. На бумаге у нас все есть, но она, как известно, все стерпит.
Про внедрение Болонской системы у нас говорили громко, вот только реализовать этот проект не смогли. Вместо реального изменения процессов и стандартов у нас зачем-то разбили высшее образование на две ступени и сказали, что теперь мы учимся так же, как в Европе.
Вот только Болонская система не ограничивается высшим образованием. Болонская система включает в себя все ступени получения научных и научно-практических степеней.
Как раз прежняя система была максимально приближена к Болонской системе по своей структуре, вот только элементы этой структуры назывались по-другому:
- Бакалавр или инженер (у нас это диплом специалиста) - в Болонской системе это полноценное высшее образование - большинство студентов оканчивают колледжи, и работают с дипломом бакалавра по выбранным специальностям всю жизнь.
- Магистр - это если тебе мало просто быть специалистом и ты решил более глубоко развиться в специальности (причем не обязательно продолжать обучение по ранее полученной специальности), и оставить свой след в развитии отрасли. Основной упор в обучении делается не на получение знаний по специальности, а на ведение исследований, поиск новой информации и развития новых аспектов в отрасли. Фактически, это аналог аспирантуры и дальнейший выход на кандидатскую степень, только обязательной нормы по преподаванию нет.
- Доктор (философии, наук, медицины и т.д.) - степень, как и у нас, присваивается тем, кто своими работами сделал фундаментальный вклад в развитие и изучение своей отрасли.
У нас же получилась следующая система:
- Бакалавр - недоучка
- Магистр - квалифицированный специалист
- Кандидат наук - ученый
- Доктор наук - супер ученый, недосягаемой величины, аналога которой вообще нет в Болонской системе
- Академик - самый большой член в ученом мире, меряться с которым нужно не линейкой, а рулеткой.
Но, несмотря на схожесть структуры (в прошлом) или названий (сейчас), есть ряд принципиальных отличий, которые не были затронуты и, думаю, не будут:
- Присвоение степеней в нашей системе присвоение любой квалификации или степени стандартизировано на всероссийском уровне и, формально, все дипломы, выданные на территории России, равнозначны и равноценны. В Болонской же системе степень присваивается университетом (ученым советом или советом директоров), то есть ценность диплома определяется авторитетом учебного заведения. Но тут, замечу, что у нас ценность диплома давно уже зависит от ВУЗа, но научные степени присваиваются ВАКом и там все более-менее равнозначно.
- Научно-практические степени в нашей системе науку и практику сильно разделяют. Ученые у нас - это отдельная каста, которая занимается учеными делами. Много рефератов и диссертаций пишется "в стол", а их основная цель - показать как круто я умею думать и играть словами, формулами или выводами. В Болонской системе много внимания уделяется именно практической стороне, но есть и специализации для тех, кто хочет углубиться (MBA (executive) или MPhys (res)).
- Бальная система присвоения квалификации регламентируется общее количество баллов, которые нужно получить для присвоения определенной степени или квалификации. При этом сама программа может меняться. Ты сам выбираешь курсы, которые хочешь посещать, главное - их совокупный вес должен составлять не менее, чем предусмотрено стандартом. Вес каждого курса зависит от влияния полученных знаний на освоение специальности. Например, для юриста курс какого-нибудь римского права даст 15 баллов, а курс ораторского мастерства - всего 2, но для получения диплома студенту нужно получить 100 баллов. Соответственно, можно быстро вникнуть в специальность, за три года изучить самые "дорогие" курсы и получить диплом со знаниями о фундаментальных основах, а можно пять лет изучать целую кучу второстепенных дисциплин и выпуститься красноречивым оратором, который будет умело применять психологические манипуляции в работе с присяжными. В общем, каждый может сам определять чему и как долго его будут учить. Причем система баллов сквозная. Их не нужно набирать в одном ВУЗе.
- Непрерывность обучения кроме основных степеней, есть дополнительные (промежуточные) курсы, наверное, их можно сравнить с нашими курсами повышения квалификации, но там они сплетены в единую линию и дополняют друг друга, то есть набранные ранее на другом курсе баллы могут быть учтены в дальнейшем, и после прохождения нескольких курсов, по совокупности баллов, может быть присвоена следующая квалификация, в то время как у нас это просто корочка, подтверждающая, что тебя чему-то там научили и даже если бакалавр за 10 лет соберет их столько, сколько томов в БСЭ, магистром он станет только если на магистратуре пару лет отучится…
- Отсутствие разделения на высшее и среднее специальное образование студентов не отчисляют за неуспеваемость и не дрючат за плохие оценки. Если ты поступил, то ты доучишься, но и документ об образовании получишь соответствующий, в зависимости от набранных баллов. То есть если ты не дотянул до 100 баллов, требуемых для получения диплома, то получишь не диплом бакалавра или магистра, а сертификат или диплом уровнем ниже (например postgraduate diploma или postgraduate sertificate). То есть тот документ, который реально отражает уровень пройденной подготовки. Ну а там уже работодатель смотрит какого уровня специалист ему нужен. Ну а далее, если хочешь повысить уровень диплома - оплачивай курсы и добирай баллы.
Конечно, это основное, что вспомнилось, отличий еще много, и суть Болонской системы заключается именно в них, а не в названии дипломов и уровнях высшего образования.
У меня возникло такое ощущение, что наши ученые просто не хотят ничего менять в их сложившемся мире, а чиновники вообще не поняли сути изменений, когда меняли систему, поэтому, ее отмена никак не повлияет на позиции студентов, которые снова будут получать дипломы инженеров и специалистов.
Такой ажиотаж вокруг этой темы возник потому, что необходимость изменений обозначалась как приведение российского и европейского образования к единому стандарту, и, как следствие, ценность наших дипломов по всему миру.
Но не стоит забывать, что в Болонской системе наибольшую роль играет не документ, а авторитет выдавшего его университета, но российские ВУЗы особым авторитетом на Западе не пользуются, кроме разве что, пары технических.
И еще немаловажный момент заключается в том, что проблему признания российского образования за рубежом и зарубежного в России уже давно решили с помощью международных соглашений которыми определили правила взаимной нострификации и легализации дипломов.