Чтобы понять что такое дефрагментация нужно понять две вещи:
1) что такое фрагментация?
2) причины фрагментации информации.
Давайте представим, что информация на диск условно записывается как дорожка на виниловой пластинке, по спирали. Только с тем отличием, что она может записываться в любом месте этой спирали. Примем за минимальный блок информации 4 килобайта, т.е. будем считать что вся информация на диске записывается блоками по 4Кб. Но информация бывает разного объема, и в зависимости от определенных условий свободное место на диске заполняется неравномерно. И когда одна область информации по величине больше числа кратного 4Кб, чем свободное место, с которого начата запись, то информация размещается "по кускам".
И чем больше кусок информации, тем выше вероятность, что он будет фрагментированным. На медленных, бытовых дисках это выражается в падении скорости чтения, "тормозах" в больших играх.
Польза дефрагментации в том, что она при соответствующих настройках перераспределяет место занятое файлами так, чтобы они размещались без фрагментов, как и свободное место, чтобы увеличить относительную линейную скорость чтения в конкретно взятом месте.
Дефрагментация по сути неэффективна в случае дисками SSD и NVME технологий. И может, потенциально, уменьшить срок службы.
Опять таки, эти технологии тоже совершенствуются и средний срок при активном использовании (с учетом циклов чтения/записи) около 5-10 лет.
Польза в том, что файлы как бы сортируются в машинном порядке, тем самым ускоряя доступ к необходимым программмам и т.д., но это необходимо для HDD. SSD это не нужно.
Вред дефрагментации - неизбежный износ рабочих поверхностей hdd.
Это палка о двух концах. И польза, о которой писали выше, и вред, о котором я написал тут.