Сам по себе Д. Багров говорит и действует в обоих фильмах скорее как этнический националист. Да, он ближе к национал-большевикам в описании З. Прилепина (никакой он не имперец и тем более не евразиец, потому как его любовь к Родине окрашена этническим маркером, то есть любовью к русскому народу). А любовь к своему народу определяется как "братство" + неразборчивость в средствах "мы не гангстеры, мы русские". Другой маркер его отношения "мы - они" - это отношение к хулиганам из трамвая "не брат ты мне, гнида черножопая" - так мог бы сказать именно и только этнический националист. Именно он определяет "мы" как "свой народ" в противовес "чужие" - как "представители иных народов". Ну так собственно представители иных народов и нарисованы в "Брате" и "Брате-2" в качестве преступников. Вспомним российский этнический криминал в "Брате", в "Брате-2" к нему добавляются чернокожие американские банды из гетто + американский производитель снафф-фильмов мистер Мейнис (или Мэнис, уже не помню, как он там произносится). Добавим сюда то, что Данила Багров отчасти живет по "понятиям" (в частности он едет выбивать долг за кореша в Штаты) и сам прекрасно их знает (что показывает хотя бы эпизод с тюрьмой, где как только Данила слышит оскорбление "чушкарь" - тут же избивает обоих задержанных, не избил бы - мог стать опущенным или "рабом" по "понятиям") и у нас готов образ именно националиста (причем не сказать, чтобы левого). Финальный тест на этнический национализм Багров проходит в конце фильма Брат-2, когда он везет домой русскую проститутку и оставляет в Штатах собственного брата (по сути отказываясь от него). Проститутка - "своя", потому что русская. Брат - чужой, потому что хочет стать американцем и перестать быть русским, потому что принял их ценности ("в деньгах сила брат и тот прав, у кого их больше"). В общем портрет вырисовывается такой - белый русский мужчина, прошедший Чечню с такими ценностями и поступками:
1) Знает "понятия", но целиком уголовную субкультуру и мораль не принимает, применяет "понятия" тогда, когда это выгодно ему.
2) Не имеет моральных ограничений в применении насилия к нарушившим закон (архетип "мстителя").
3) Оценивает противников как людей этнически чуждых ("американцы", "черножопые" и проч.)
4) Оценивает "своих" по двум критериям - 1) родня, 2) побратимство по этносу ("мы - русские, своих не бросаем" - именно это заставляет Данилу купить тачку у мошенника).
5) Готов рисковать всем и жертвовать всем за то, что считает "правдой", "правильным" ("воин", архетип защитника).
6) Презирает материальные ценности сами по себе, они для него инструмент для выполнения целей ("старый русский").
7) Отождествляет Родину со своим этносом ("русские") и с её природой ("я узнал что у меня есть огромная семья").
В целом Данила Багров вполне мог бы стать левым националистом (но для этого ему пришлось бы добавить к своим ценностям отстаивание именно социальной справедливости, а не справедливости "по понятиям"), но он уже и так готовый "правый националист". При этом он еще и идеализированный мужской образ (как тут вам и писали). Вообще-то он идеально транслируется в другие культуры, например, как "герой-одиночка" голливудских фильмов или можете посмотреть сериал "Стрела" (первые несколько сезонов), там вы найдете примерно такого же "мстителя", только с американскими обертонами. Всегда рядом с таким мстителем стоит "команда единомышленников". У Данилы Багрова всегда есть помощники, которые его выручают. Вообще в нём много русского. В этом-то и проблема - потому что дальше Даниле Багрову некуда идти. Либо в политику - там его растопчут или прогнут под циничные "заказухи" и "тусовки" (так как он одиночка, лидером он не станет, не тот тип личности, в том смысле, что он просто не хочет быть лидером, так-то в нём это есть), либо в криминал - но там он уже был и там ему не место. Либо его просто посадят в тюрьму. Ну и самый логичный финал - он просто нелепо погибнет (как погиб актёр, сыгравший его). Ему нет места в той реальности, где он один сражается за "русских", "Родину", и "семью" определяя их в понятиях "мы - они". Он по сути - трагический герой. Поэтому режиссёр его пожалел и оставил в самолете, летящем на Родину. А с другой стороны Багров может стать и просто обывателем, перестав быть героем. Это будет печально, но закономерно. Его "миссия" слишком неопределенная. Он как будто вышел целиком из песни Цоя "Последний герой" - "Утром ты стремишься скорее уйти, Телефонный звонок как команда -вперёд, Ты уходишь туда, куда не хочешь идти, Ты уходишь туда - но тебя там никто не ждёт". Но "Последний герой" - это Багров, не реализовавший себя в жизни вообще, а Багров на телеэкране - это былинный богатырь, вставший с печи и пошедший воевать "за правду", но с повязкой на глазах. Цели у него по сути мелкие - отдать долг товарищу, отомстить бандитам, защитить девушку. Так сказать - "делай добро там, где видишь зло". Но "творя добро", он создает другой рукой и зло. Определяя мир в категориях "свои-чужие" он приходит к тому, что "чужих" слишком много. Потому он и Мэниса (Мейниса) не убил (это бесполезно).
Развернуто. Только понятие "левый националист" это абсурд. В общем Данила - человек вне общества. А "Таких не бывает.."