Если и есть, то явно не в том виде, в котором мы представляем их по себе. Хотя Бог по учению христианства и есть, так скажем, причина человеческой природы, которая имеет в себе Его образ и у которой есть эмоции и чувства, здесь необходимо обратить внимание на одну важную вещь.
Эмоции и чувства как эмоциональные процессы - это "импульсы", проистекающие из человеческого тела. Без тела нет эмоций в строгом смысле слова, поскольку эмоции - это реакции нервной системы на то, что происходит вокруг, или ответ на внешние действия. Поскольку Бог или ангелы являются чистыми духами и тела в нашем смысле не имеют, то, таким образом, ни Бог, ни ангелы не обладают такими эмоциями, какие имеем мы.
Если обратиться к биологии, то на пальцах можно сказать, что эмоции - это иррациональная и эволюционно приобретенная система реакций на внешний мир, своего рода система "обратной связи", что обнаруживается у животных более высокого порядка, вроде приматов и, собственно, человека как одного из их представителей. Известные ветхозаветные изображения Бога, испытывающего такие эмоции, как гнев, ревнивость или сожаление, показывали, как древние иудеи, исходя из собственных качеств, придавали антропоморфные черты Существу, которое не могли понять в полной мере. Но было бы странным считать, что реальные божественные качества равны, например, атрибутам страстного и мощного альфа-примата, коими в биологической изнанке являются, например, достаточно сильные и активные человеческие мужчины.
Хотя, конечно, есть люди, которые поспорят с такой исключительно материалистической трактовкой эмоций. В любом случае, у духовных существ безусловно есть свое отношение, например, к добру и к злу, причем в случае Бога оно абсолютно, а у ангелов отражается в их законченном выборе по отношению к этим категориям. Но чтобы говорить о том, как Бог и ангелы "думают" о добре и зле, мы обязательно используем язык собственных эмоций, потому что в силу своего незнания и невозможности выйти за рамки своих же естественных языка и мышления мы порой просто не можем делать иначе.
Ещё нужно вспомнить о том важном исключении в отношении Бога, которое дает христианская религия. Бог действительно испытывал человеческие эмоции через человеческую природу, которую Он принял через свое воплощение в качестве Иисуса Христа, причем испытывал их в самом совершенном и безгрешном качестве, а их пиком можно считать Его Страсти. Однако при любой трактовке природы эмоций мы должны помнить, что отношение духовных существ к добру и злу более интенсивно, чем наши эмоции. Если мы скажем, что у Бога и ангелов нет чувств, мы на самом деле должны иметь в виду то, что их природа дает им еще более интенсивный опыт добра и зла, чем тот, который мы испытываем в наших телах.
Поэтому Бог не "бесчувственный", потому что у Него нет наших человеческих эмоций. Скорее, Он любит добро и ненавидит зло с бесконечно большей силой, чем мы.
В целом, с самого начала святоотеческого периода христианское богословие считало аксиомой, что Бог непоколебим, то есть Он не претерпевает эмоциональных изменений состояния и поэтому не может страдать. Бог бесстрастен в том смысле, что Он не претерпевает последовательных и колеблющихся эмоциональных состояний, и созданный порядок не может изменить Его таким образом, чтобы заставить Его претерпеть какие-либо изменения или потери.
В конечном счёте, когда Библия говорит о гневе, печали или радости Бога, это означает, что мы воспринимаем действия Бога так, как если бы они были действиями того, кто испытывает такие же эмоции, как и мы. Но в истинном смысле мы бы скорее сказали, что наш гнев, горе или радость слабы по сравнению с Его любовью к справедливости и добру и Его ненавистью ко злу.
Как удачно передал эту мысль пророк Исаия ещё в ветхозаветную эпоху:
Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. (Ис. 55:8-9)