Хотелось бы, чтобы ваш ответ был детальным, а не абстрактным. Обязательно ли этот путь предполагает большие денежные вложения в себя, как в будущего специалиста (о чем обычно говорят представители этой специальности, представляющие свои услуги на онлайн поприще)? Благодарю всех, кто постарается мне помочь.
Для начала следует определить, кого именно мы называем "психотерапевтом": врача-психотерапевта или любого специалиста (например, психолога), который в своей практике использует психотерапевтические методы (например, ту же когнитивно-пведенческую терапию).
В РФ сейчас "психотерапевтами" представляются как первые, так и вторые.
В первом случае необходимо пройти обучение (6 лет) в медицинском ВУЗе по специальности "лечебное дело", пройти инетрнатуру (1 год) / ординатуру (2 года), чтобы получить специализацию врача-психиатра, затем пройти дополнительное обучение и получить сертификат психотерапевта. Это настоящий психотерапевт, врач-психотерапевт.
Во втором случае достаточно стать психологом (получить высшее образование по этой специальности или профессиональную переподготовку). Но психотерапевтом такой специалист будет только в некоей расширенной, не точной трактовке.
Понятно, что в первом случае образование будет более серьёзным и, соответственно, затратным.
Но дело даже не в этом. Будь "психотерапевт" настоящим врачом-психотерапевтом, или психологом, который применяет методы какой-то психотерапевтической школы, ему необходимы следующие регулярные затраты:
Личная терапия. В большинстве терапевтических школ предполагается, что практикующий специалист должен иметь регулярный и длительный опыт пребывания в работе со стороны клиента, чтобы, во-первых, решить свои личные проблемы, которые могут мешать в работе, а, во-вторых, "на себе почувствовать, каково это".
Супервизия. Опять же, обязательна не во всех подходах, но общее мнение склоняется, скорее, к тому, что она нужна: это когда один психотерапевт приходит к другому (обычно более опытному) и разбирает с ним случаи кого-то из клиентов. Этим достигается непрерывный рост профессионализма специалиста и возможность получить некое непредвзятое профессиональное мнение со стороны (в парадигме некоторых школ это считается критически важным аспектом). Конфиденциальность клиента соблюдается, если не оговорено иное.
Интервизии. Специалисты собираются в группу и обсуждают какие-то случаи своих клиентов. Как и в случае супервизии, конфиденциальность клиента соблюдается — личные данные не раскрываются на интервизиях.
Различные семинары, тренинги, конференции.
Приведу примерные цифры затрат (на август 2019) для начинающего специалиста (они могут очень сильно различаться у разных терапевтов, привожу только для ориентировки): личная терапия — 3-5 тыс.руб. раз в неделю, супервизия — 2.5-5 тыс.руб. раз в 1-2 недели, какие-нибудь учёбы — 10-30 тыс.руб. раз в 4-8 мес. Это без стоимости первоначального образования. Интервизии берут не все, там 2-4 тыс. руб. с периодичностью от раза в неделю до раза в месяц.
В рамках многих терапевтических подходов установлены некоторые минимальные лимиты на количество часов личной терапии и / или супервизии. Типичные цифры — 200 часов личной терапии, 50 часов супервизий. Но, повторюсь, не во всех подходах такое есть, а там, где есть, минимальные требования могут отличаться от озвученных, цифры приводятся очень примерные.
Много это или мало — судить не буду, предоставлю это право читателю.
увы, интернатура по психитрии уже история. Последний набор был в 2016 году...
перец, сколько длится этап когда врач психиатр становится психотерапевтом? сколько он учится методу психотерапии?
перец, скажем так, мне об этом говорило на одной тусовке 6 психотерапевтов, хотя я понимаю с другой стороны начальство, иногда совсем не время., особенно когда у начальства тоже есть начальство, которому нужен результат.
1.Получить профильное образование
2.Пройти сертификацию в одном из терапевтических подходов (по последним данным - самым эффективным подходом на данный момент является когнитивно-поведенческая терапия, имеющая большо доказательную медицинскую эффективность)
3.Постоянная практика
4.Постоянное прохождение супервизий/интервизий
Специалист, получивший образование по специальности "психолог" в педагогической, или ином, не медицинском Вузе, никогда не будет хорошим психотерапевтом. Не будет хватать знаний анатомии, физиологии. Возможно, сможет консультировать за счёт высокого уровня эмпатии, умения общаться с людьми,некой доли авантюризма. Не высоко классный психотерапевт... Нет.