«Здание» обоих романов строилось на «фундаменте» православия, точнее на догмах христианства – общепринятых нравственных законах, сулящих божественное спасение. Достоевский в «Преступлении и наказании» следовал зову своего времени, когда законы божии ставили под сомнение, хотя истинно церковного «звучания» в повествование он не вкладывал. Его, как человека, ищущего в любом черты самого себя, интересовал предел, за которым начинается нравственное откровение. Абсолютно такие слова можно произнести и в адрес Булгакова с его «Мастером и Маргаритой». Оба писателя чувствовали свое время – время, когда человек начал терять человеческое.
Временной разрыв между романами составляет целый век, и какой век! Менялось всё! То, что казалось фантастическим Достоевскому, для Булгакова стало скучной обыденностью. Однако оба писателя описывают свою эпоху абсолютно идентично. Общество – больное и поломанное животное, жизнь – разрушена, в мире – хаос. Веры нет.
Проблема «Преступления и наказания» - возврат русского человека к истокам (христианским, историческим, нравственным). Раскольников отожествляет себя с Наполеоном (власть), Христом (спасение) не просто так. Автор показывает, что законы человеческие устанавливает человек, а не бог (вера, Церковь). Аналогичные ситуационные сцены с Понтием Пилатом и самим Мастером, и влияние, которое оказывал на течение романа Воланд.
В обоих случаях персонажи романов показывают, что происходит с человеком, одержимым дьяволом (Мастер, Раскольников – общество эпохи).
На самом деле, тема, которую вы затронули несколько более обширна по объему, чем какой-либо из названных романов. Я дала вам ниточку, направление, в котором можно двигаться.
Общая идея, прослеживающая в обоих романах - это тема (или проблема) вины и еще одна проблема - проблема наказания, которая явно представлена в обоих произведениях.