Всё зависит от того, какого рода атеизм был ранее у человека.
-
К примеру, очень давно, в уже не существующей стране, атеизм был одной из основ идеологической политики и входил как составная часть в воспитании молодого поколения.
-
Назовем его "атеизм по воспитанию". По аналогии также "религии по воспитанию" в идеологии государства до 1917 года. И то, и другое по образному выражению одного философа напоминает "столб", вкопанный в сознание ребенка или подростка.
Этот "столб" может простоять в сознание человека всю его жизнь. Но чаще всего ветры и бури жизни легко его валят и тут человек поступает двояко: либо он пытается столб превратить из заученных догм и канонов в дерево своего мировоззрения, «корневая система» которого уже может сопротивляться резким порывам жизненного пути, либо… он меняет само дерево на другое мировоззрение с тем же результатом.
-
Есть, правда, третий вариант, который широко распространен на постсоветском пространстве. Когда человек просто меняет один столб на другой, словно меняет одежду в конъектурных целях или по простой причине: «выглядеть как все». Это люди лягушачьей породы: им важно квакать одинаково со всеми в унисон. Такими были некоторые партийцы или простые люди в советские времена, такие и нынешние обыватели, какой бы статус они не имели в обществе.
-
Но вернемся к вопросу автора.
В последнее десятилетие советских времен, в обществе обострилось разочарование теми идеалами, которые пыталось поддерживать государство. Эти идеалы носили зачатую утопический характер с одной стороны, с другой, и это самое важное – даже в правящей верхушке и в рядовых структурах партийных и государственных слоях нарастало лицемерие и ханжество, когда на съездах, партсобраниях, в СМИ говорили одно, а в жизни поступали с точностью до наоборот.
Сбылись слова русского философа Н.А. Бердяева: «Мне не понятно, почему советская власть борется против религии. Ведь сами идеалы новой страны во многом поддерживаются фанатичной религиозной верой в победу коммунизма. При победе над Верой, таки люди исчезнут, и появится шкурник, который разрушит страну». (Своими словами, но надеюсь близко к смыслу слов философа)
Так и произошло.
-
Поэтому уже даже в восьмидесятые года, как грибы после дождя стали появляться различные религиозные секты, а количество верующих в мировые религии резко возросло. Когда Александра Меня в семидесятых спросили, не страшно ли, что церкви почти пустые в стране, он ответил: «Страшно, когда не церкви пусты, а когда они будут полные, а души людей пустые!». Как в воду глядел.
-
Атеизм многих людей оказался «столбом», вкопанный на небольшую глубину и не имеющий обширной корневой системой. Потому многие люди, которые ранее называли себя атеистами, легко становились верующими. Однако, таковыми была лишь малая часть. К примеру, по статистике начала восьмидесятых годов, себя признали верующими 13%. А в наше время, количество верующих, которые соблюдают каноны веры, ходят в храмы, молятся положенное количество раз, соблюдают культы и традиции веры только… 7%. То есть, складывается впечатлений, что количество настоящих верующих даже упало. И это, несмотря на то, что «каждый день строятся по три храма», а количество православного клира – священников увеличилось с шести тысяч на конец восьмидесятых годов до сорока двух тысяч в наше время.
Вера, религиозная вера, стала таким же инструментом государства, как в прошлом. Только институты марксизма-ленинизма, заменили православными и исламскими учебные заведения, а вместо цитат из трудов классиков марксизма и материалов съездов, ныне приводятся цитаты из Библии и Корана.
Конечно, есть случаи, когда человек перенес серьезные жизненные испытания, которые привели его к Богу, а главное – помогли разрешить трудности и драмы жизни. Их Вера стала основой их мировоззрения и жизненного пути. Атеизм здесь мирно замещается самодостаточной Верой. Чаще всего.
-
Что важно, по этой же причине, многие верующие становятся атеистами… Но это – другая тема.
Вполне. Нет никаких противопоказаний. Редко это бывает вера в буквальное понимания Писания, но это и для большинства верующих нечасто по нынешним временам свойственно.
Ну... а зачем? Мне это не понятно. Зачем себя насиловать? Если произойдет что-то ( говорят, бывает такое), что заставит человека поверить, он поверит. Не произойдет - нет.
Это одинаковый путь.. верующий познал утрату и ни одна молитва не помогла - атеист. Атеист в отчаянии, но так случилось что знакомый священник навязал ему причаститься, хуже то не будет, тот так и быть, согласился и всё наладилось в короткий срок - Верующий.. Веру или неверие определяет жизненный опыт.
Стать религиозным или перестать быть атеистом? Именно там часто находимся - не атеисты, но и не религиозные последователи.
Это лишь наше представление о себе.
В окопах атеистов не бывает