В психиатрии есть один вид психических расстройств: т.н. "сверхценная идея". wikipedia.org Судя по описаниям, религиозность является частным случаем этого расстройства, посольку полностью подпадает абсолютно подо все его признаки...
Получаем, что если сверхценная идея связана с богом - это не называют расстройством, а если не связано - называют. Но это скорее дань традиции. Продажу табачных изделий тоже не принято называть распространением наркотиков, хотя формально все признаки наркотической зависимости у этого товара присутствуют.
Вот только от того, что, скажем, гриппом переболела половина человечества, он нормой не становится. Он всё равно болезнь.
Так что в данном случае стоило бы послушать мнение профессионального психиатра на эту тему. А не абстрактные философствования о том, как плоха карательная психиатрия. Вполне допускаю, что профессиональный психиатр легко и непринуждённо объяснит нам, что между сверхценной идеей и религиозностью нет ничего общего, по таким-то и таким-то формальным признакам. Но до тех пор, основания для вынесенного в данный вопрос тезиса вполне имеют под собой основания.
Никогда не видел, чтобы твёрдые политические убеждения переживались как тревожная мнительность, как нечто глубоко личное и преобладающее над всеми остальными суждениями. Вероятно, все встречавшиеся мне люди были недостаточно тверды в своих политических убеждениях. :)
По Вашей ссылке:
"Сверхценности всегда обладают сильно выраженной эмоциональной составляющей..."
Но уже в Евангелии о верующих сказано другое:
"знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч" :)
Во первых, мы обсуждаем вопросы психиатрии, а не богословия.
Во вторых, в евангелии может быть написано про всепрощение и недопустимость кровопролития. На практике еретиков следует сжигать на кострах. Это всё, что вам следует знать о написанном в евангелии.
Мой комментарий был вовсе не про богословие. Ну, и, да, всепрощение это из Льва Толстого, гениальный писатель, но не евангелист.
Параллель просматривается, как легко обсессивная форма религиозности скатывается до компульсии религиозного фанатизма у социально дезадаптированных. Аналогично развивается алкоголизм из социальных установок на умеренность в употреблении.
Вывод: оба типа относятся к типам "костылей" при дезадаптации.
Религиозность сама по себе не может являться психическим отклонением или болезнью, однако религиозный фанатизм уже имеет право на рассмотрение через психическое расстройство. Религиозные фанатики социально опасны и порой враждебны ко всем кто против их религии.