Важно уточнить, что речь в данном случае идет не о полностью многоразовой ракете, а о многоразовости первой ступени, которую применяет Илон Маск в Falcon 9. То, что сделал Маск, это существенный прорыв в космической технике, это надо признать. Очевидно, что гораздо дешевле осваивать космос с помощью техники, которую можно использовать многократно. Благодаря экономическим выгодам, мы сможем сделать гораздо больше в этом направлении. И то, что дальше Маск будет развивать и совершенствовать эту систему, конечно принесет много полезного для космонавтики.
Falcon 9 — ракета-носитель, состоящая из двух ступеней. Первая ступень обеспечивает начальную скорость после старта. Когда вырабатывается находившееся в ней топливо, ракета отделяется и спускается на плавучую платформу, как было сегодня, либо неподалеку от места старта на земную поверхность. Вторая ступень продолжает полет и выводит полезную нагрузку на орбиту, дальше она сгорает в плотных слоях атмосферы.
Эту методику Маск отрабатывал больше года, сейчас она довольно хорошо работает и усовершенствовать можно только системы этой ракеты, но не саму ракету. Самый большой недостаток — это наличие девяти двигателей на первой ступени. Если удастся уменьшить количество двигателей, то ракета будет еще более надежна, соответственно, ее эффективность также повысится.
На сегодняшний день достижений, сравнимых с тем, что сделали SpaceX, наверное, нет. Но если в ближайшее время американцам удастся создать сверхтяжелую ракету, это будет более существенный шаг в сторону Марса, потому что сверхтяжелая ракета сможет выводить довольно массивный груз на орбиту — около 80 тонн. Этого вполне достаточно, чтобы далее с орбиты Земли стартовать в сторону Луны.
Сверхтяжелую ракету разрабатывает NASA в довольно широкой кооперации с разными компаниями, в том числе с Boeing. Планируется, что с помощью этой ракеты в дальнейшем будет организована и марсианская экспедиция. Можно рассматривать эту работу как вклад в будущий космический корабль «Орион», который сейчас разрабатывается. Кроме того в SpaceX и Boeing ведется разработка пилотируемых кораблей, предназначенных для доставки экипажей на борт МКС. Это будет весьма вместительный корабль, на нем смогут летать до семи космонавтов. Так что это будет достижение, которое в определенной степени можно сравнить с многоразовостью первой ступени Falcone 9.
Любой новый шаг при создании космической техники приближает нас к полетам на другие планеты. Непосредственно Falcon 9 сейчас не предназначена для выведения кораблей в сторону Марса, но технологически шаг в этом направлении сделан.
Ну сверхтяжелые ракеты разрабатывает и Маск. Falcon Heavy подходит к этапу первых испытаний (намечены на 2019 год).
Вторичный запуск не первый, а вот успешная посадка б/у первой ступени — эпик вин.
Насчет "сильно снизить себестоимость" пока рано говорить - во-первых, после полета нужно тестировать и проводить выбраковку аж 9 систем (у Ф9 соответственно 9 двигателей), плюс ракете нужно тащить в себе топливо для обратного пути, что существенно уменьшает полезную нагрузку. Но это, опять же, пока.
Я отвечаю с опозданием, но 2 дня назад случилось еще одно знаковое событие, впервые в истории космонавтики, был запущен к МКС грузовик Dragon, который уже летал в космос. Это очередной прорыв после повторного запуска первой ступени. Мир аплодирует SpaceX и Маску. Так что Рагозин говорил на счет батутов?