История знает большое количество гениев-наркоманов. Богемная среда предполагает лёгкий доступ и толерантное отношение к веществам, потому что под ними легче и приятнее философствовать. Изобразительное искусство (особенно сюрреализм) сложно представить без работ Дали и Пикассо, которые, конечно, употребляли. В музыке существует отдельный жанр "психоделический рок", ассоциирующийся с ЛСД и галлюциногенами. Яркими представителями жанра принято считать The Beatles. Если алкоголь брать за наркотик, то дойдет до смешного и мы будем включать в этот список каждого первого писателя.
Творцы - это люди ранимые, чувствительные, особо восприимчивые. Неудивительно, что свои многочисленные переживания они склонны глушить разнообразными зависимостями, в результате чего нередко оказываются постоянными клиентами психологов, психиатров и наркологов. Чрезмерная эмоциональность в таком смысле - вечная побочка творческих профессий.
Наркотики могут возникнуть в жизни творца по причине особого круга общения, депрессии, творческого кризиса, проблем в семье да и вообще чего угодно. Мотивация употребления в таких случаях размыта и уж точно неизвестна широкой общественности. Их "позитивное" влияние на творчество крайне сомнительно, потому что так же размыты или неизвестны источники вдохновения и причины популярности конкретного произведения/автора. Также научно доказано, что наркотики (особенно их постоянное употребление) влияют на мозг всё-таки негативно: либо небольшими переменами в работе, либо критическими повреждениями.
В общем, тема интересная, но, как и всё, связанное с искусством, слишком уж абстрактная.
Так суть моего ответа была в том, что никакие факты приема веществ в биографиях творческих людей не показатель и не гарантия использования наркотиков специально для творческого подъема, ровно как не гарантия и самого творческого подъема, поскольку все эти факты необъективны. Никакие объективные причинно-следственные связи не установишь: невозможно точно установить мотивацию, невозможно точно зафиксировать улучшение качества творчества, невозможно установить факты приема и список веществ, которые были в ходу у конкретного художника.