Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как известно "мем" - это единица культурной информации, способная «размножаться». Какие мемы вам известны?

Интернет
Ирина Л
  · 1,3 K
Журналист. Фотографирую, путешествую. Интересуюсь методами информационного воздействия в...  · 19 авг 2016

Родоначальник меметики Ричард Докинз впервые употребил  термин "meme" в 1976 году. Он сравнил некие культурные частицы с генами, поскольку и те, и другие способны передавать информацию от одного носителя к другому. Определение Докинза звучало примерно так: "единица культурной информации, способная к самокопированию и распространению внутри людского сообщества благодаря процессу имитации". Как видите, определение весьма неточное - таким образом, мы можем назвать мемом вообще все, что передается от одного человека к другому. Сейчас исследователи в этой области все еще пытаются дать более четкую формулировку термину "мем", однако многие меметики, подняв Докинза и его формулировку на знамена, упорно доказывают, что все на свете - мем. 

Переходя непосредственно к ответу на ваш вопрос: несмотря на то, что такой подход лженаучен, как говорится, прецедент был создан, благодаря чему можно (с натяжкой) назвать мемом всю переданную когда-либо информацию. Школьный учебник, университетская лекция, мамины сказки на ночь, наскальные рисунки, плакаты, песни, стихи, гимны, привычки, наблюдения, опыт, изобретения, пути решения проблем, литературные сюжеты, идеи – все это мемы. Этой позиции придерживается, например, один из крупнейших меметиков, психолог Susan Blackmore. "Весь мир – мем". 

Разумеется, эта спорная "формула" работает только в том случае, если обращаться к истокам понятия, к мему в целом, а не к медиамемам, которые у нас в Рунете принято называть "мемами". Медиамемы сейчас активно используются и в СМИ, и в пропаганде, – они доступны, понятны, емки, ярки, и потому общеизвестны. В таком случае, ответ на ваш вопрос, опять же, лежит перед вами на газетной полосе, доносится из телевизора, радиоприемника и с билбордов. "Крым наш", "вежливые люди", "Воины света", фразочки Кличко, "колорады" и "ватники", "печеньки Нуланд", "Хватит это терпеть", "146%" et caetera – все это туда.

Ну и отдельная песня - это всякая ржака, смешняшки, передача эмоций, просто смешные фотографии или фотожабы, песенки, видео, не имеющие в качестве цели информационное воздействие, а, скорее, выполняющие рекреативную функцию. Там целое огромное болото всяких существ и персонажей, даже затрагивать не буду. 

Надеюсь, удалось ответить на ваш вопрос.

огромное спасибо за развернутый и небесполезный ответ! Может вы знаете есть ли где-то в инете библиотека (подборка) медиамемов?

Хороший вопрос. Ответить не так просто, на самом деле. Все зависит от вашей цели, какого именно рода медиамемы вам нужны. Я изучаю влияние политических мемов на аудиторию и политическую ситуацию, поэтому мои подборки, скажем так, весьма специфичны. Если вам нужно что-то больше из сферы развлечений, можете поискать на knowyourmeme.com. Иногда попадается неплохой материал на тех же pikabu.ru или reddit.com, но для этого там дневать и ночевать надо. По рекреативным еще делает неплохие ролики блогер Агния Огонек, можете на youtube ее видео посмотреть. Там есть и подборки, и отдельные медиамемы, и экскурсы в историю. 
Но это если говорить именно о меме, как мы сегодня его себе представляем, в общеизвестном значении. 
Если вас интересует что-то серьезнее, из сферы политики, например, тогда пишите, свяжемся, я тогда в зависимости от вашей цели попробую помочь. 
Успехов!

Что скажете о попытках возвращения некоторых мемов к жизни? https://vc.ru/p/shlako-fish

Для начала, опять же, подобные мемы это скорее рекреативный контент и инструмент межличностной коммуникации, и я с ними связывался постольку поскольку. Однако могу сказать, что аудитория форсит всегда то, что ей интересно, и тогда, когда это нужно. Хотят мистера дудца, залитого еще двадцать лет назад в Сеть — получают дудца. Хотят шлакоблокуня — получают его. Многие втягиваются потому, что это модно, это форсят, это присылают им их друзья, об этом они читают в СМИ. Ну и вроде бы неприлично оставаться маргиналом, вот и подхватывают. Вирусится это, на мой взгляд, потому, что это до безобразия глупо и смешно. Это игра слов, сопровождаемая тематической картинкой, — двойной оксюморон, вербальный и иллюстративный. Это необычно, глуповато (сейчас где-то ухмыльнулся Аристотель с его "Поэтикой"), и потому вызывает положительную реакцию.

Почему это популярно — другой вопрос. Если верить известному эксперту информационных технологий и большом конспирологу Дугласу Рашкоффу, если оно завирусилось, значит, оно кому-то выгодно, и кто-то от этого что-то получает. И шлакоблокунь с его друзьями — просто классический пример. Если изначально он и был запущен как контент сугубо рекреативный, чтобы поржать с друзьями (в чем тот же Рашкофф тоже усомнился бы), то потом в эту игру втянулись довольно крупные компании, создав даже целый "челлендж", о чем в вашей ссылке тоже написано. Конечно, это дополнительная (и весьма эффективная) реклама для них, а следовательно, барыш. Что теряют компании при такой рекламе? Мне кажется, риски и потенциальные потери тут минимальны, как и вложения, а отдача от мемасов и вирусных скринов весьма ощутима. Так что, даже если шлакоблокунь изначально не был запущен как инструмент рекламной кампании, то его им сделали весьма быстро. И это, кстати, говорит о смекалке и грамотном использовании трендов. 

Почему нет? Предвыборная кампания в США уже наглядно показала, что мемы — это давно не ржака и не рекреативный контент, это не только средство межличностной коммуникации, формат передачи информации, культуроформирующий феномен, инструмент воздействия, агитации и пропаганды, но и теперь еще — активный инструмент политической агитации и контрагитации, часть политического дискурса и даже симулякр, способный стать субъектом политики, пусть это и выглядит скорее как элемент карнавала и протеста (история с Deez Nuts). Также мемы могут использоваться и в PR и маркетинге — история шлакоблокуня яркий тому пример, хотя и тут они не первые.