Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как мыслят дети до того, как начинают говорить?

МозгДетиТело
The Question
  · 33,7 K
Центр подготовки к родам и психологического сопровождения семьи  · 8 окт 2021  · freebirth.spb.ru
Сложно ответить на этот вопрос. В любом случае ответ НЕ будет 100%-но достоверный. Это могут быть лишь предположения наблюдателя. И хоть любая наука стремится к объективности, известно, что наблюдатель влияет на результат эксперимента. В данном случае тоже. Тот, кто исследует мышление ребенка, тот строит свои объяснения на основании собственного опыта и знаний.
Когда мы наблюдаем за ребенком до того, как он начал говорить, то мы видим, что он реагирует на обращение к нему, на внешние раздражители, на сигналы его организма. Эти реакции неделя за неделей складываются в некий повторяемый рисунок реакций. Ребенок очень быстро начинает понимать, что стоит ему заплакать определенным образом, и его сразу берут на руки. Или начинают кормить. Можно ли это назвать мышлением? Наверно только с определенной натяжкой.
Так же постепенно у ребенка складывается понимание отдельных слов, если их произносить достаточно четко. Причем начинает формироваться это понимание достаточно рано.
Однажды я держала на руках ребенка через два часа после родов. В палате на фоне розовых стен ярко выделялись два предмета - белый холодильник и черный экран телевизора. Ребенок "зацепился" взглядом за холодильник. Я говорю: Это холодильник, он белый. Потом разворачиваю ребенка к телевизору. Говорю: Это телевизор, он черный. А дальше держу ребенка так, чтобы он мог видеть и то, и другое, слегка поворачивая голову. Буквально через пару минут ребенок четко поворачивал голову в сторону того предмета, который я называла. Это было просто удивительно. Но можно ли назвать это мышлением? Это вряд ли.
Есть еще примеры. Бывает, когда ребенок долго не говорит, а потом буквально в один день начинает разговаривать предложениями. Это говорит о том, что процесс мышления уже был развит соответственно возрасту. Просто снялся некий речевой барьер и все, что накопилось в сознании, стало проявленным.
Я бы советовала с самого рождения общаться с ребенком так, как с человеком, который умеет мыслить. Наблюдать за его реакциями, знакомить с различными предметами, их характеристиками и функциями, давать больше общаться с разными людьми. Так постепенно у ребенка начнет формироваться большое количество реакций и к моменту, когда он заговорит, у него уже будут сформированы первичные навыки мышления.

Помню себя с двух лет. Говорил ещё плохо, но это не значило, что плохо мыслил. Мысли не обязательно облекаются в слова. Есть хорошее выражение: мысль изреченная - есть ложь. Скорее всего дети мыслят образами, своими представлениями о жизни.

Аналогично. Помню рождение своего брата, мысли и эмоции по этом поводу. А мне был год и 9 месяцев.

Многопрофильный дилетант  · 2 февр 2016
Проводить однозначную параллель: "мыслю - значит говорю, говорю - значит мыслю" это как то слишком примитивно. Что в этом случае делать с людьми глухими от рождения? Они не говорят (а языку жестов учатся намного позже чем обычные дети осваивают речь) и значит не могут думать? Ерунда) Мысли у человека появляются гораздо раньше, еще не умея говорить ребенок совершает... Читать далее
Я сформулирую вопрос очень глупо, чтобы его упростить: а кто-то спрашивал у глухих людей, как они думали до того... Читать дальше
Ветеран ЖЖ  · 2 февр 2016
Смотря что вы подразумеваете под "мышлением". Если сознательные манипуляции символами, частицами речи, то, до овладения языком, скорее всего никак. А если вы допускаете вневербальное мышление, так сказать, "безупречное сияние чистого разума, созерцающего самого себя", то есть причины думать, что ребенок осмысляет всю вселенную целиком. Есть причины думать, что, находясь... Читать далее
Пользователь Thequestion  · 16 апр 2017
Я помню промежуток времени,когда не могла говорить. Речь взрослых воспринимала, как набор звуков и воспроизводила его, повторяла. Это была неосмысленная непрерывная имитация речи. До ее освоения мои мысли спонтанно блуждали. Я смотрела на предметы,но не вникала в их суть. Это можно сравнить с мозговой деятельностью взрослого человека во время сильной усталости, возможно... Читать далее
Первый
Профессор факультета психологии МГУ  · 25 мар 2015
Способность мыслить приходит только со способностью говорить. Когда ребенок рождается, у него совсем нет мыслей. Есть только потребности, о которых он сообщает врожденным криком. Где-то с 2 месяцев ребенок устанавливает связь со взрослым. У него формируется представление, что родитель — это тепло, ласка. Мы видим, что ребенок уже улыбается взрослому, потому что взрослый... Читать далее

Хотелось бы побольше об этом почитать. Не посоветуете какие-нибудь статьи на научно-популярном языке?

Дети мыслят образами, они отражают и понимают мир без слов, познают отдельные свойства (вкусный, сладкий , горький, тепло, мокрый, сытый, голодный и тд и тп). Думаете почему грудной ребенок разворачивает конфету, не берет в рот тем что обжогся или не то что не вкусно. Информация о мире уже сохранена в его сознании, а чтотэто тогда, разве не мысли. мышление это разве  не... Читать далее