Сложно ответить на этот вопрос. В любом случае ответ НЕ будет 100%-но достоверный. Это могут быть лишь предположения наблюдателя. И хоть любая наука стремится к объективности, известно, что наблюдатель влияет на результат эксперимента. В данном случае тоже. Тот, кто исследует мышление ребенка, тот строит свои объяснения на основании собственного опыта и знаний.
Когда мы наблюдаем за ребенком до того, как он начал говорить, то мы видим, что он реагирует на обращение к нему, на внешние раздражители, на сигналы его организма. Эти реакции неделя за неделей складываются в некий повторяемый рисунок реакций. Ребенок очень быстро начинает понимать, что стоит ему заплакать определенным образом, и его сразу берут на руки. Или начинают кормить. Можно ли это назвать мышлением? Наверно только с определенной натяжкой.
Так же постепенно у ребенка складывается понимание отдельных слов, если их произносить достаточно четко. Причем начинает формироваться это понимание достаточно рано.
Однажды я держала на руках ребенка через два часа после родов. В палате на фоне розовых стен ярко выделялись два предмета - белый холодильник и черный экран телевизора. Ребенок "зацепился" взглядом за холодильник. Я говорю: Это холодильник, он белый. Потом разворачиваю ребенка к телевизору. Говорю: Это телевизор, он черный. А дальше держу ребенка так, чтобы он мог видеть и то, и другое, слегка поворачивая голову. Буквально через пару минут ребенок четко поворачивал голову в сторону того предмета, который я называла. Это было просто удивительно. Но можно ли назвать это мышлением? Это вряд ли.
Есть еще примеры. Бывает, когда ребенок долго не говорит, а потом буквально в один день начинает разговаривать предложениями. Это говорит о том, что процесс мышления уже был развит соответственно возрасту. Просто снялся некий речевой барьер и все, что накопилось в сознании, стало проявленным.
Я бы советовала с самого рождения общаться с ребенком так, как с человеком, который умеет мыслить. Наблюдать за его реакциями, знакомить с различными предметами, их характеристиками и функциями, давать больше общаться с разными людьми. Так постепенно у ребенка начнет формироваться большое количество реакций и к моменту, когда он заговорит, у него уже будут сформированы первичные навыки мышления.