Искаженная информация - это исходный сигнал, к которому добавилась помеха. Помеха может быть попросту случайным шумом, а может быть и намеренно внесённым искажением. Сигнал передаётся от источника к приёмнику по некоторому каналу, в тот же канал попадает и шум.
У нас, таким образом, есть несколько точек, где информация могла быть искажена - может врать коммуникант, может быть испорченным телефон, и может сломаться приёмник (или заболеть сам реципиент).
Если мы подозреваем, что все коммуниканты лгут, то мы верим только тем, которые лгут реже (достоверным источникам). Прослеживайте информацию до первоисточника! Это надёжное и дорогое решение. Если же мы не доверяем и первоисточникам, то нужно "просуммировать" источники. Дождаться, пока то же сообщение распространят несколько коммуникантов. Это медленное решение, которое на практике выводит нас из бизнеса.
Если мы думаем, что зашумлён канал ("журналисты опять всё переврали"), то приходится использовать несколько каналов. Прочитать новость в нескольких изданиях, на русском, на английском, португальском, и ещё посмотреть комментарии экспертов, которые выглядят не совсем уж откровенными пройдохами.
Это называется суммированием или накоплением сигнала с целью подавления помехи.
Увы, при этом мы проигрываем в скорости. Если наша задача - как-то оперативно отреагировать на поступившую информацию, то пока мы суммируем, кто-нибудь уже возьмёт на себя риск, отреагирует раньше и сорвёт куш.
Если мы сомневаемся в приёмнике (не верим собственным ушам), то нужно задействовать глаза, нос и проч. Суммировать можно и по приёмникам - уточнить у соседа, коллеги. В общем, это, наверное, наиболее редкая ситуация.
Наверное, вопрос был в том, как верифицировать быстро и дёшево. Подозреваю, что никак, - модель Шеннона нам не разрешает. "Научиться верифицировать" - скорее всего, означает подбор параметров суммирования, которые снижают частоту ошибок (передать ложную новость и опозориться) до уровня, при котором мы ещё не вылетаем из бизнеса. В таком случае, научиться можно только методом проб и ошибок.
Ася, Спасибо!