Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как понять, что у тебя «синдром отличницы»? Как с этим бороться?

МедицинаПсихология+4
Джейн Остин
  · 11,0 K
психолог-консультант, бизнес-тренер, гештальт-терапевт, facebook.com/evgeny.yakovlev.376/  · 24 янв 2016  ·
id186672748

Ну, всё же это не реально существующий "синдром". То есть не диагноз; речь идёт о склонности к избыточному совершенству в учебных и рабочих заданиях.

Как понять? Не залезая в источники, с позиции здравого смысла и наблюдений за своей любимой средненькой:

  1. Периодическое обнаружение себя на грани и даже за гранью нервного срыва. От перегрузки. То есть очевидная прослеживаемая связь: вы обнаруживаете, что аааааАААА!!! - ревёте/бросаетесь на людей/ненавидите себя/ненавидите людей/ненавидите эту чёртову учёбу-работу. Хотя вообще-то нормальны, вполне себе не истеричны. Проделываете несложный анализ (крутите головой, чешете в затылке, вспоминаете события пары-тройки последних дней) - и ага! - вы снова загрузили себя свыше сил человеческих.

И, если у вас склонность к избыточному совершенству (давайте всё же без синдромов, от них пахнет больничной хлоркой и лизолом), то такие состояния "на грани фола", и именно из-за взятия на себя фиговой тучи нагрузок по учёбе/работе, и стремления выполнить их лучшим образом, - более-менее регулярны. Ну, раз в пару месяцев или, скорее, чаще.

Благородная разгильдяйка такие состояния переживает лишь в сессии, и то далеко не всегда!

...А! И при этом вас надо "бить по голове" и орать, что не надо всё делать идеально, а вы всё равно хотите умереть, но всё-всё сделать идеально, иначе вы слабачка и дура, и ужас.

  1. Отсутствие ранжирования и приоритетов в учебных/рабочих заданиях. То есть человек реально стремиться выполнить наилучшим образом и то, что действительно важно для будущего, и десятистепенные задания. Собственно, на 60% это и приводит к п.1, ещё 40% - от бездумной готовности взять на себя всю возможную учебную/рабочую/общественную нагрузку, чтобы быть совершенной ученицей/сотрудницей, а не (помните) слабачкой и дурой.

Если написанное выше не про вас, не узнали себя, - выдыхайте, нет у вас никакого синдрома.

Если узнали - объясните себе... гм... чтобы неуважительно не прозвучало, нет такого намерения... Вот: я когда-то объяснил себе, что если скотинка на себе много тянет, то о ней надо заботиться, иначе она падёт, и всем станет плохо.

Тут вот это главный момент: понять, что твои силы, этот ресурс, - конечны. И их надо распределять. И что возможно это только выделением минимума приоритетов (и вот тут - умирай, где стоишь!), ЗА СЧЁТ остального, где - не делать всё, что можно не делать. Погуглите "решётку Эйзенхауэра" из тайм-менеджмента, это в том же роде.

И - внутри самого приоритетного задания - ТОЖЕ ищем области, которые критично важны, туда - всё! - и области благородного пофигизма.

Можете и к психологам с этим, но вообще... как родитель, я дочке категорические внушения делаю, и она вроде - понимает; это параллельная смена установок и привычек.

Вы вполне, если у вас действительно "это", можете рассуждать, решать и внушать себе - сами. Никогда не поздно устроить себе счастливое детство!)

Удачи!)

Психологическая консультация 6000 р. в час, гештальт-терапия 3500 р. Перейти на vk.com/id186672748
Психолог, МГУ им М. В.Ломоносова, London Gates Education Group  · 24 янв 2016
Ну, косвенным критерием его наличия является отсутствие "четверок" в субъективном опыте. А также присутствие сильной негативной эмоциональной реакции на получение отметки, отличной от "пятёрки". Как психолог, я абсолютно уверен в том, что бороться с ним нужно. С точки зрения научной психологии, этот синдром можно отнести к проявлению перфекционизма. Ряд исследований (к... Читать далее