Очень важно грамотно составить и направить претензию о возврате неосновательного обогащения. Получив претензию, приобретатель может добровольно удовлетворить ваши требования, что позволит избежать обращения в суд. Если же он этого не сделает, у вас будут доказательства соблюдения претензионного порядка.
Когда необходимо соблюдать претензионный порядок при взыскании неосновательного обогащения
Претензионный порядок при взыскании неосновательного обогащения в денежной форме обязателен, если ваш спор находится в компетенции арбитражного суда (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). При его несоблюдении суд оставит исковое заявление без движения, если оно еще им не принято к производству (ч. 1 ст. 128, п. 8 ч. 2 ст. 125, п. 7 ч. 1 ст. 126 АПК РФ), или без рассмотрения, если оно было принято (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).
Если ваш спор находится в компетенции суда общей юрисдикции, то направлять претензию, как правило, не обязательно. Исключения составляют случаи, когда такая процедура установлена федеральным законом (п. 7 ч. 2 ст. 131, ст. 132, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ). Однако рекомендуем направить претензию в любом случае, поскольку она может помочь разрешить спор без обращения в суд, что позволит вам сэкономить время и деньги.
Как составить претензию о взыскании неосновательного обогащения
Рекомендуем подробно указать в претензии все свои будущие исковые требования.
Укажите в претензии сумму, которую вы требуете в качестве неосновательного обогащения, а также разъясните, как вы ее рассчитали.
Приложите к претензии документы, подтверждающие ваш расчет, например копию отчета об оценке.
Рекомендуем также включить в претензию расчет процентов по ст. 395 ГК РФ, если вы намереваетесь их взыскать. Однако вы сможете потребовать проценты в суде, даже если не упомянули их в претензии (п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7).
Как направить претензию о взыскании неосновательного обогащения
Претензия является юридически значимым сообщением, поскольку ее направление дает вам право в дальнейшем обращаться в суд (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
По общему правилу сообщения юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) следует посылать по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), либо по адресу, который указал приобретатель, например, в тексте договора (п. 63 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).
По умолчанию способ (форму) направления сообщения выбирает отправитель. Важно, чтобы он позволял однозначно установить и отправителя, и адресата (п. 65 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25). Рекомендуем направлять претензию так, чтобы у вас сохранились доказательства ее отправки и содержания. Эти доказательства вам нужно будет приложить к исковому заявлению (п. 7 ч. 1 ст. 126 АПК РФ, ст. 132 ГПК РФ). Таковыми могут быть, например:
1) расписка приобретателя в получении претензии. Такая расписка берется при личном вручении претензии. Как правило, она оформляется на втором экземпляре претензии, нередко в виде штампа, где указываются дата, входящий номер, должность, Ф.И.О. и подпись лица, принявшего претензию;
2) документы, подтверждающие отправку претензии почтой (квитанция, опись вложения и т.п.).
Учтите, что тридцатидневный срок на обращение в арбитражный суд нужно исчислять именно со дня направления претензии, если иное не установлено законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).