Обязанность следить за другими летательными аппаратами и уворачиваться от них лежит только на пилотах летящих по правилам визуальных полётов. В этом случае диспетчера вообще может не быть в эфире.
Самолёты же летящие по правилам приборных полётов (все рейсы на самолетах крупнее АН-2) всегда летят под управлением диспетчера и под радарным контролем. При этом обязанность предотвращать столкновения самолётов лежит на диспетчере, а пилоты могут вообще не смотреть в окно.
И всё же для чего нужно было создать загруженность московских аэропортов для перелётов практически со всеми городами страны?
Пилоты не видят, потому что не смотрят постоянно в окно. Больше можно увидеть ушами. И представлять обстановку в воздухе. В реальности мы столкнемсся раньше, чем увидем.