Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как сильно связаны между собой супрематизм и формализм в искусстве? Можно ли назвать это одним и тем же направлением? В чём их разница?

Возможно мой вопрос звучит некорректно, сильно не бейте. Хотелось бы узнать побольше об этих двух направлениях одним понятным сообщением, а не бесконечным поиском и анализом целой кучи литературы.
Изобразительное искусствоФилософия искусства+2
Данил Музыкин
  · 12,0 K
Образование, искусство, философия  · 8 мар 2023
Вопрос звучит вполне корректно. Сомнения связаны с тем обстоятельством, что в искусствознании до сих пор не вполне чётко определено понятие "направление". Объём данного понятия у разных исследователей колеблется в очень большом диапазоне.
Принято считать, что формализм (в искусстве) есть более или менее теоретическая концепция, в рамках которой развивалось большинство авангардных направлений начала 20 века. Супрематизм принадлежит к их числу. Таким образом, супрематизм можно назвать формализмом. Но он не исчерпывает весь объём последнего.
Теперь по сути. В любом произведении искусства (как, впрочем, и в любом ином объекте) можно выделить содержание и форму. Чаще всего, под содержанием понимают идеи, заложенные автором в произведение. А под формой - всё то, через что эти идеи становятся понятными зрителю (слушателю, читателю). В живописи это краски, геометрические фигуры, их взаимное расположение (композиция), фактуры и пр. Эти элементы формы часто именуют "средствами художественной выразительности".
Любого художника, рано или поздно, начинает занимать вопрос о специфике его вида искусства. Ведь одни и те же идеи (одно и то же содержание) могут быть выражены в разных видах искусства с помощью разных средств. Значит (делает вывод художник), суть "его" искусства именно в средствах передачи содержания, то есть в форме. Отсюда особый интерес художников к форме, который особенно возрастает в периоды поиска новых средств выразительности (поиска новых форм). Чтобы острее почувствовать возможности того или иного средства, художник должен хотя бы на время отрешиться от содержательной основы полотна. Например, частые косые линии воспринимаются не так, как прямые вертикальные или, тем более, горизонтальные. И не важно, что они будут передавать - дождь или лучи солнца. Важно, что у них есть своя внутренняя динамика, неповторимый ритм. Пристальное внимание к особой выразительности (ритмичности) геометрических фигур и объёмов породил, например, кубизм. Такое особенное внимание художника к используемым им формам, часто в ущерб содержательной стороне полотен, и называют формализмом. И ничего ругательного здесь нет. Это позже советские чиновники в силу своей неспособности увидеть смыслы во вроде бы формальной ритмике, и в силу необходимости продвигать определённые социальные идеи, назовут формализмом практически всё искусство Запада и его российских адептов.
В ряду других средств выразительности цвет в живописи играет далеко не последнюю роль. Некоторые исследователи саму живопись определяют как "искусство писать красками". Именно цвет, считают они, имеет первостепенное значение в деле формирования живописного художественного образа. Понятно, что в рамках формализма эксперименты с цветом, поиски самостоятельной цветовой выразительности (отдельной от идей) шли с большим энтузиазмом. Кто-то экспериментировал с бесформенными яркими цветовыми мазками, пятнами (фовизм), а кто-то предпочитал исследовать влияние цвета в рамках жёстких геометрических форм. Именно таков супрематизм. Цветные квадраты, круги, треугольники, просто плоскости, одинаковые, но различно окрашенные, человеческие фигуры - всё это попытки передать особую ритмику цвета, заключённого в чёткие геометрические рамки. Интересно, что такое пристальное внимание к цвету и геометрическим формам у художников совпадает с не менее пристальным вниманием к ним со стороны психологов. Одни и те же процессы они исследовали с разных сторон. Сегодня находки экспериментаторов с цветом (художников-супрематистов в том числе) активно используются в архитектуре, дизайне, сценографии. Любопытно, что и пресловутый "Чёрный квадрат" К. Малевича первоначально был театральной декорацией, которая должна была производить на зрителя особое впечатление своей прямолинейной квадратностью и абсолютной чернотой. Потому и смотрится сегодня данное полотно несколько странно вне своей естественной театральной среды.
театральный критик, доцент Школы-студии МХАТ, Высшей школы сценических искусств К...  · 9 мар 2023
Слово "формализм" лучше вообще забыть. Это термин негативистской критики новейших течений в искусстве, принятый в сталинское время. Все неугодное кляли формализмом и выжигали огнем и мечом, ввиду якобы предпочтения формы над содержанием. Эта позиция вульгарно-социологическая, и ее современные искусствоведы не берут в оборот. И правильно делают. В идеальном произведении... Читать далее
Призыв ответить на этот вопрос нашёл у себя на странице. Давненько не интересовался этой темой, но, насколько я помню, супрематизм — детище небезызвестного Казимира Малевича, автора „Чёрного квадрата“. Он придумал и само слово, и концепт. А вот „формализм“ это никакое не направление. Это обобщённое название всех отличных от реализма направлений. В этой связи супрематизм... Читать далее