Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как снизить бедность в два раза за шесть лет?

ЭкономикаРоссияБедность
Алиса Хохлова
  · 571
Первый
к.э.н., Старший научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ, эксперт ОГФ  · 1 июн 2018

Борьба с бедностью населения регулярно выходит в число приоритетных направлений развития России. Так было и в 2000 году, когда почти у 30% россиян денежные доходы не позволяли обеспечить им прожиточный минимум, так и есть и сейчас, хотя нынешний уровень абсолютной бедности «всего» 13,2%. Проблема в том, что после 12 лет непрерывного сокращения число бедных в нашей стране снова начало расти: три года экономического спада 2014-2016 годов «перечеркнули» достижения предыдущих семи-восьми лет.

На языке цифр двукратное сокращение бедности (если мы продолжим измерять ее той же меркой – величиной прожиточного минимума) означает, что доля бедных к 2024 году должна быть не более 6,6%. Это амбициозная задача, власти это признают, и реалистичной она может стать только, если будет подкреплена очень значительными финансовыми ресурсами.

Каждые два из трех малоимущих домохозяйств имеют в составе детей до 16 лет. Концентрируя ресурсы на устранении дефицита доходов этой группы, можно добиться заметных сдвигов в преодолении абсолютной бедности. Для этого есть три взаимодополняющих пути: со стороны рынка труда, со стороны системы социальной защиты и со стороны налоговой системы.

Исследования коллег показывают, что абсолютная бедность в России напрямую связана с низким уровнем человеческого капитала работников, «плохим» качеством рабочих мест и отсутствием занятости у трудоспособных (см., например, Слободенюк Е.Д., Аникин В.А. Где пролегает «черта бедности» в России? // Вопросы экономики. 2018. №1). Прогноз того, приведет ли планируемый экономический рост к разрешению этих проблем со стороны труда, пока приходится оставить макроэкономистам.

В системе социальной защиты требуется отчасти переформатировать, отчасти дополнить программы поддержки малоимущих семей с детьми, чтобы помощь была значимой и в то же время не порождала отрицательных стимулов к труду. Большая сложность в том, что сейчас социальной поддержкой этой категории в основном занимаются региональные власти, а бюджетные возможности регионов очень различны.

Инструменты налоговой системы также известны – повышение налоговых вычетов и налоговых льгот низкооплачиваемым работникам и семьям с несовершеннолетними детьми.

Разработку социальной политики осложняет то, что население неоднородно по своему опыту бедности и его последствиям. Меры, которые «вытащат» из бедности тех, кто попал туда кратковременно из-за потери работы, болезни или рождения ребенка, могут не сработать для тех, кто уже хронически беден несколько лет.

Остается надеяться, что вместо «содержательных» способов сокращения бедности в следующие 6 лет не пойдут в ход менее затратные, статистические методы.

Ну надо же, в вышке экономисты есть Оо

Студент, недопрограммист, обыватель  · 3 июн 2018

На самом деле все будет проще и по законам жанра российской бюрократии - можно просто снизить планку бедности так, чтобы бедных стало в два раза меньше.