Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие языки esse типа, а какие habere типа? Существует ли карта, составленная по этому критерию? Что можно почитать на эту тему?

Филология
Роман Кондратьєв
  · 1,4 K
Хочу работать на TheQuestion  · 13 мар 2019

Советую почитать Эриха Фромма, "Быть или Иметь". И хотя это не совсем лингвистическая книга, но эти аспекты он тоже затрагивает.  

Никакой карты я не находил.

Но можно составить примерный список прямо здесь)

Я бы отнес к "быть"-языкам все тюркские языки, где даже слово "иметь" образовано с помощью глагола "быть". Например, в узбекском, иметь - ega bo'lmoq (быть хозяином), также и в других тюркских.

Во-вторых это венгерский язык, где тоже словообразование  и предложение строится с глаголом "быть".

Возможно, это также все языки предполагаемой алтайской группы языков (монгольские, маньчжурские, корейский и японский языки)

Это также, в частности, современный русский язык, вспоминаем "у меня есть" вместо "я имею".

Также это семитские и другие африканские языки.

Получается так, что, в основном, "иметь"-языки - индоевропейские и, в большинстве из них, европейские языки.

Самая яркую борьбу между "быть" и "иметь" можно было наблюдать в латыни, в речах ораторов, драматургов и политиков. Цицероновская "habeo libros" всего за какие-то 150-200 лет вытеснила из речи и книг языковую конструкцию "mihi sunt libri".

Французские филологи, в частности, А. Мейе, утверждали, что было время, когда в индоевропейских языках глагола 'иметь' не было. Сравнительное языкознание определило, что формы глагола 'быть' в разных индоевропейских языках восходят к общим первоисточникам, например: русск. буду, франц. il fut, нем. ich bin; или русск. есть, франц. il est, нем. es ist; или русск. суть, франц. ils sont, нем. sie sind. А глагол 'иметь' в каждой группе языков происходит от особого корня, и даже лат. habere и нем. haben, внешне столь похожие, представляют случайное совпадение.

Эти факты побудили А. Мейе заключить, что глагол 'иметь' в индоевропейских языках появился сравнительно поздно. А из этого он сделал другой вывод — внеязыкового порядка — что понятие собственности у этих народов возникло позже, когда уже ослабли связи между ними.

Возникнув, глагол 'иметь' стал все шире распространяться, особенно в западноевропейских языках. 

Таким образом, впоследствии глагол 'иметь' вытеснил 'быть' и из тех сфер, которые непосредственного отношения к идее собственности не имеют. Со своей стороны, 'быть' сохранял более сильные позиции там, где идея обладания касалась неотчуждаемых объектов, абстрактных понятий и т. п. В конце концов оба глагола получили возможность описывать любой вид отношений: и обладание в широком смысле слова, и значение собственности. Их разграничение и использование стало определяться особенностями структуры каждого.