Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие интересные археологические находки периода железного века были обнаружены на территории Москвы?

ОбществоИстория+3
Daria Demekhina
  · 3,0 K
Зав. сектором отдела "Археология" Музея Москвы  · 7 сент 2016

Понимаете, для археолога вообще все находки интересные. Культура раннего железного века на территории Москвы и Подмосковья носит название дьяковской археологической культуры (название получено от Дьякова городища (сейчас на территории парка Коломенское) — памятника этой культуры, найденного первым поселения). На территории Москвы и Подмосковья в VII в. до н.э. – VII-VIII вв. н.э. проживало финно-угорское население, которое вело оседлый образ жизни. Судя по количеству костей животных, скотоводство у дьяковцев на раннем этапе преобладало над земледелием, много разводили свиней, мелкого рогатого скота. Керамическая посуда была лепная, сделанная не на гончарном круге, в глине содержались разные примеси. В косторезном ремесле дьяковцы достигают высокого мастерства, чаще всего найденная кость хорошо отшлифована и имеет изумительную сохранность — мы находим охотничьи стрелы, костяные пряжки, элементы костюма.

Пряжка. Середина — третья четверть I тыс. н.э. Кость

!

Интересна находка целого клада, который хранится в Музее Москвы — это украшения, найденные на Щербинском городище. Щербинский ювелирный клад (первые века н.э.) представляет собой большой набор женских украшений, предположительно, он включал в себя венчик (нашивавшийся на головной убор), с очень красивыми привесками, различные бляшки, крупные витые браслеты на руки, булавки, бусы, пронизки и подвески.

Нашивная бляшка. 2-я половина I тыс. до н.э. Медный сплав

!

!

!

!

!

!

!

!

!

Для археолога большое количество предметов, сконцентрированных в одном месте, — всегда особая ценность. В данном случае мы наблюдаем, как сильно меняется ситуация с дьяковским населением, меняется технология изготовления ювелирных украшений. Если с VII века до н.э. и где-то до I-II века н.э. дьяковцы — абсолютно «нормальное» лесное население, с не очень высоким уровнем развития ремесел, то с начала первого тысячелетия н.э. наши «лесовики» становятся достаточно продвинутыми, в том числе появляются интересные инновации в ювелирном деле. Меняется стиль украшений. Создаются удивительной красоты крошечные (5 см) украшения-бантики (нашивные бляшки), где каждый бантик состоит из шариков.Это крошечные украшения, отлитые по восковой модели, - достаточно сложная техника ювелирного производства. Возможно, это было даже не украшение, а часть аксессуара некоей одежды, которая истлела, а вот «бантик» остался. На позднем этапе – в 6-7 веке н.э. - появляются каменные формочки для отливки бронзовых украшений.

!

Грузик «дьякова типа». III четверть I тыс. до н.э. Рог

Показывая артефакты дьяковской культуры на выставке «Азбука Музея», мы никак не могли обойтись без грузика «дьякова типа», одного из самых загадочных предметов того времени. Внешне он представляет собой глиняный «гриб» — шляпку с резным краем, а иногда похож на катушку для ниток. Существует масса предположений на тему того, что же это могло быть — от крышечки коптилки жирового светильника до грузила для ткацкого стана, или детской игрушки. В Музее археологии Москвы показан вариант реконструкции с использованием подобных предметов в качестве грузика для ткацкого стана. Что важно и чрезвычайно интересно — это предмет, который не встречается позднее. У тех же славян мы имеем и ножи, и украшения, отличающиеся, конечно, по форме, но имеющие то же назначение, что и у финно-угров, а с грузиками история другая – с уходом финно-угорского населения этот предмет, часто втречавшийся, бесследно исчезает. На «Азбуке Музея» выставляется довольно редкий грузик, сделанный из рога, хотя в большинстве своём это были глиняные изделия. Роговые грузики были самыми ранними – I тыс. до н.э.

Ещё одна интересная деталь, касающаяся финно-угорского населения, которую мы можем этнографически проследить даже сегодня – подвески, производящие шум, так называемые «шумящие привески». Они были самых разных видов и форм: колокольчики, подвески в виде лапок водоплавающих птиц, и другие. Вероятно, предназначение этих предметов было связано с какими-то ритуальными мотивами защиты от «злых духов», есть более прагматичная версия: когда человек идет по лесу и позвякивает шумящими привесками, то зверь тоже должен среагировать на этот звук и уйти. Мне ритуальная версия кажется более правдоподобной. Ведь свежеотлитый предмет из бронзы очень эффектен – вещи из нее блестят, «играют» при освещении, — всё это выглядело очень нарядно, подобные наряды могли использовать только по каким-то особым случаям или праздникам.

Бубенчик с полями и S-овидной серьгой. Импорт с западных территорий. Вторая треть I тыс. н.э.

Нагляднее всего будет увидеть это всё своими глазами в разделе Археология нашей юбилейной выставки «Азбука Музея». И вот почему: когда мы говорим о том, что в коллекции музея представлена дьяковская культура, то мы говорим о лучшей в мире коллекции. С точки зрения археологии конкретного места — древностей с территории современной Москвы и Подмосковья, в Музее Москвы самая большая и разнообразная коллекция археологических находок, и не только дьяковской археологической культуры.