Сохранение и развитие старообрядчества · 9 нояб 2021
Иоанн IV Рюрикович (25 августа 1530 г. - 18 марта 1584 г.) (Иоанн Васильевич Грозный), великий государь царь и великий князь всея Руси. Сын Василия III Ивановича (1479-1533) и Елены Глинской. В апреле 1538 г. 30-летняя царица Елена Глинская умерла (есть веские доказательства о ее отравлении) Иоан в 7 лет остался сиротой.
Не будем судить и оценивать деятельность Иоанна Грозного, прозванного так, кстати, не за свой нрав, а за отношение к врагам Отечества, тем более мы не вправе рассуждать с мирской точки зрения о его возможной канонизации. Вообще на Руси было не принято обсуждать Помазанника Божьего, а Грозный стал первым царем - Помазанником Божиим на престоле, при венчании которого в 1547 г. над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания. Если над каждым христианином это таинство совершается лишь единожды - сразу после крещения, то Русский Царь - единственный человек на земле, над кем Святая Церковь совершала это таинство дважды.
Долгом каждого русского человека, тем более историка, есть и будет стремление пролить свет на темные страницы истории, разобраться в искажениях и явных фальсификациях. Интересно посмотреть на имена тех авторов, которые умышленно искажают нашу отечественную историю. Мотивы этого могут корениться в изначальной ненависти ко всему русскому, к нашему государству и всему, что его олицетворяет.
Сейчас не время для дискуссий, когда наши эмоции позволят врагам Церкви и государства повернуть дело в свою пользу. Необходима опора на исторические факты, и выводы стоит делать, только на их основе. А фактов, опровергающих многочленные мифы о царе Иоанне Грозном, достаточно. Остановимся хотя бы на одном из них — на мифе об убийстве Грозным своего сына Ивана. Как раз развенчание этого мифа убедительно показывает, что искажения и очернительство имели место.
23 апреля 2009 г. исполнилась 46 лет (1963) с начала работы специальной комиссии Министерства культуры СССР под председательством профессора А.П. Смирнова в главном храме-усыпальнице древней Москвы — Архангельском соборе. Археологические исследования были поручены Н.С. Владимирской, а антропологические и анатомические работы — лаборатории пластической реконструкции Института этнографии Академии наук СССР, руководимой М.М. Герасимовым.
В соборе находилось 54 погребения великих князей и царей - от Ивана Калиты до императора Петра II. За иконостасом погребены Иван IV Грозный и сыновья его Федор и Иван (саркофаги их стоят в одном ряду). Эти гробницы и были вскрыты весной 1963 г. с целью проведения исторического исследования.
Обследование костных останков Ивана IV и его сыновей позволило воссоздать облик царя и сделать ряд важных для науки выводов. Останки были насыщены ртутью, что было объяснено как постепенное отравление царственных особ врагами. Причем это относилось не только, к Грозному, но и к его сыновьям. В костях царя Иоанна и царевича Ивана количество ртути превышало допустимую норму в десятки раз. Отравление было произведено сулемой (хлоридом ртути НgCl2). Смерть, вызванная ртутью, мучительна, а доза, вызывающая такой исход, не превышает 0,18 г. Этим же объясняется болезненность последних Рюриковичей, отсутствие наследников и, в конечном итоге, конец царской династии.
При обследовании праха царевича Ивана, умершего в возрасте 27 лет, никаких повреждений черепа - следов «рокового удара отцовским посохом» - и других признаков насильственной смерти обнаружено не было! Легенда о «сыноубийстве» появилась благодаря монаху-иезуиту Антонию Поссевину, пытавшемуся подчинить Русскую Церковь папскому престолу. Легат стал личным врагом царя, да и побывал в Москве он через несколько месяцев после смерти царевича и ни при каких условиях не мог быть свидетелем происшедшего. Тем не менее, недобросовестные историки ссылаются на него. Нелепость версии, что царь рассердился на свою невестку, жену царевича, и во время вспыхнувшей ссоры убил его, привела к рождению другой версии - о том, что царевич возглавил политическую оппозицию курсу отца.
Если и говорится в летописях о ссоре Иоанна Грозного с сыном и смерти царевича, то они разнесены во времени и никаким образом не связаны друг с другом. Речь везде идет о болезни царевича «и от болезни же и смерть».
После того как в 1990-х гг. провели исследование захоронений московских Великих княгинь и цариц, был выявлен факт отравления той же сулемой матери Иоанна Васильевича, Елены Глинской, и его первой жены, Анастасии Романовой. Это свидетельствует о том, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей из самого ближайшего окружения.
Исследования останков Иоанна Грозного позволили достоверно представить его внешний облик. Перед нами предстал могучий, очень сильный физически, тренированный человек, высокого, не ниже 179 см роста. К концу жизни царь пополнел и весил не менее 95 кг. По антропологическому типу череп Иоанна IV ближе всего к динарскому типу, то есть славянскому. Но более высокие орбиты глаз, резко выступающий вперед тонкий нос указывают на наличие средиземноморской примеси, так как бабушкой была гречанка Софья Палеолог. С портрета, воссозданного известным ученым-антропологом и скульптором М.М. Герасимовым, на нас смотрит мужественное и волевое лицо, а вовсе не горбоносое чудище, нарисованное на известной репинской картине.
Для «своего» Грозного Илья Репин уговорил позировать художника Григория Мясоедова. Последний вспоминал, что Репин заставлял делать его «сумасшедшие глаза» и зверское выражение лица. Царевича Репин писал с поэта В.М. Гаршина. Известно, что вскоре после того, как картина И.Е. Репина «Иван Грозный» была выставлена на общее обозрение, на нее было совершено нападение: человек изрезал картину ножом. Рассказывают обычно, что это был больной человек, безумец, но на самом деле совершил это нападение православный иконописец, возмущенный кощунством художника-«реалиста». Репину пришлось восстанавливать свой шедевр и сейчас эту картину можно увидеть в Третьяковской галерее.
При вскрытии гробницы Иоанна IV обнаружены остатки монашеской схимы с клобуком – перед смертью царь принял пострижение в монахи. Но М.М. Герасимов после консультации с историками решил не изображать царя-монаха, а «одел» его в расшитую льняную рубаху – по образу восстановленной реставраторами рубахи, обнаруженной в погребении его сына Федора.
Исследования позволили рассеять и еще одну легенду – в гробнице не было обнаружено никаких бесчисленных сокровищ. В саркофаге оказался лишь бокал голубовато-синего венецианского стекла, стоявший как сосуд для благовонного миро. При жизни царя это был, вероятно, один из любимых предметов его личного обихода. Других драгоценностей в погребении не содержалось.
Царя Иоанна Васильевича Грозного почитают как местночтимого московского святого. Существуют его иконописные изображения. Дата его памяти - 10 июня - связана, видимо, с «обретением телеси царя Ивана» уже в XVII веке в алтаре Архангельского собора во время каких-то ремонтных работ.
27 февраля (12.03 н. ст.) 1549 г. царь Иоан IV Васильевич Грозный созвал первый Земский Собор. Соборность была всегда присуща русскому народу, который все вопросы государственного устройства, войны и мира решал открыто и всенародно. Иоанн Васильевич впервые в России законодательно закрепил народную соборность, созданием общегосударственного органа Земский собор, который дал право каждому сословию открыто участвовать в управлении государством.
За время своего правления св. Царь Иоанн Грозный возвёл более 40 каменных церквей небывалой по тем временам красоты, основал свыше 60 монастырей, было канонизировано 39 русских святых (ранее чтили 22), в их числе был прославлен в 1547 г. св. бл. кн. Александр Невский, было построено 155 крепостей и 300 новых городов, население России выросло с 2,5 млн. до 4,5 млн. человек. Были изданы: Стоглав; Степенная книга; Лицевой Летописный Свод; Судебник; Четьи-Минеи; Домострой; были созваны Церковные Соборы в 1547, 1549, 1551, 1553, 1562 гг.. На них были положены основы Церковного и Державного строительства Святой Руси как Третьего Рима и Второго Иерусалима. Установления Стоглавого собора 1551 г. позволили христианам-староверам, не смотря на 350-летний период репрессий и гонений, сохранить исконную православную веру предков до наших дней.
В наше смутное время особая ответственность лежит на тех, кто пытается давать оценку прошлому, историческим личностям. Надо попытаться понять исследуемое время, не все оценивать с позиции XXI в., и выбирать тех историков, которые ближе к соборному голосу Церкви и народа. Кто-то может ссылаться на Н.М. Карамзина, преклоняющегося перед Робеспьером и Наполеоном, поливающим грязью наших царей и часто цитируемого декабристами. Видимо не случайно «История» Карамзина за весь советский период издавалась только один раз – во время хрущевской «оттепели», а сейчас с начала «перестройки» издается массовым тиражом. Кто-то заинтересован в таком отношении к нашей истории. Но остается надежда, что современному читателю знакома позиция Митрополита Иоанна (Снычева). Владыка в книге «Самодержавие духа» показал Иоанна IV как первого Помазанника Божьего на русском престоле, создателя и устроителя централизованного русского государства, как «игумена всея Руси» - по слову самого царя, взявшего на себя в непростое время ответственность за судьбу Отечества.
Издаю книги, выпускаю игрушечных солдатиков, пишу книги и статьи. · 8 нояб 2021
Лучший правитель за историю России это Иосиф Сталин. Он поставил советскому обществу задачу построения социализма в отдельно взятой стране, что и было сделано. При этом СССР был не просто сильным и богатым государством, но максимально ориентированным на человека. Что особенно важно - на каждого человека, даже на самого маленького.
Мне трудно писать про другие страны и... Читать далее
Сохранение и развитие старообрядчества · 9 нояб 2021
Ольга - княгиня Киевская, нареченная во св. крещении Еленой, - бабушка великого князя Владимира Киевского.
После гибели мужа, киевского князя Игоря, осталась правительницей Руси. В 955 г. приняла в Царьграде св. крещение от константинопольского патриарха. Основала в Киеве и других городах Руси христианские храмы, молилась об обращении к Богу русских людей, прежде всего... Читать далее
Сохранение и развитие старообрядчества · 9 нояб 2021
Александр Невский - св. блгв. великий князь, чудотворец. Сын великого князя Ярослава Владимирского, родился в 1220 г.
В юношеские годы правил в Великом Новгороде. Дважды отбил от Новгородской земли западных захватчиков — шведов и немцев. Даже кровавый поработитель Руси, хан Батый, отдал должную честь мужеству и разуму Александра. Князю-воителю не раз приходилось... Читать далее
Сохранение и развитие старообрядчества · 9 нояб 2021
Владимир - св. равноапостольный великий князь Киевский нареченный во св. крещении Василием. Сын киевского князя Святослава, внук св. княгини Ольги. Провел молодость в борьбе за единоличную власть на Руси, в военных походах и плотских забавах.
Сначала был усердным почитателем идолов, которым по его велению даже приносились человеческие жертвы.
Преследовал христиан, при... Читать далее