Готфрид Вильгельм Лейбниц был первым из великих немецких философов и первым, кто предложил целую философскую систему. Основные его труды - «Рассуждения о метафизике», «Новая система природы», «Начала природы и благодати», «Монадология», «Теодицея», «Новые опыты о человеческом разуме». Основой учения Лейбница была попытка объединения современной ему науки и философии с идеями и достижениями древних. "Все, что Аристотель говорил относительно материи, формы, природы, места, бесконечности, времени, движения, по большей части является точным и доказанным», утверждал ученый. Постижение этого мира возможно потому, что наш разум обладает «зародышами» знаний о сущностях, формах и природе вещей, полученных опытом поколений. Все материальные объекты Вселенной, говорит Лейбниц, суть проявления некоего общего духовного замысла. Согласно идее философа, весь мир состоит из особых, наделенных сознанием частиц, или, как он сам их называет, «элементов всех вещей". Во всяком, на первый взгляд неживом объекте, находится невидимый глазу живой мир. Таковы основные постулаты учения Лейбница.
Лейбниц ввел понятие о "монардах" , определенных субстанциях, из которых состоит мир., причем эти монарды имели иерархию по разумноси и степени свободы.
все знания разделил на два вида — "истины разума" и "истины факта";
"истины разума" - могут быть доказаны логически
"истины факта" - что-то вроде аксиом, которые наблюдаются эмперически.