Если мы посмотрим на источники - археологические и письменные - то при должной внимательности и терпении увидим, что достоверной информации о том, как люди жили, что они делали и с какой стати позвали варягов из-за моря, у нас нет. Нужно понимать, что летописи составлялись примерно через двести лет после прихода Рюрика. Т.е., как если бы сейчас мы пытались вспомнить, не имея интернета, библиотек и очевидцев, что происходило во времена Пушкина, как функционировала цензура, организовывались редакции журналов, салоны... Не имея ни одного письменного источника.
Вообще, вопрос о том, какой была жизнь в те далёкие времена - романтический и мне очень понятный. Что можно сделать? Попытаться реконструировать. Если говорить о жизни в быту - направляю вас в музей под открытым небом в Любытино (Новгородская область), где была воссоздана деревня X-XI века, на основе проведённых там раскопок. Это времена Ольги и Игоря, примерно.
Когда появляются образы Перуна, Волоса в сознании людей: до призвания варягов, после, параллельно? Во что они верили, какие обряды проводили? Ясно только то, что они были, а боги обладали некоторыми классическими атрибутами (громовержца, плодородия...). Когда именно формируется культ, какими особенностями он обладал, можно только гадать.
Безусловно, не существовало концепции "княжеской власти" до становления рода Рюриковичей. Когда они осознали себя как род, что выразилось, например, во взаимосменяемости, повторяемости имён (см. лекции Фёдора Успенского на ПостНауке и Arzamas), это создало новую структуру отношений на Руси. Как звали "простых" людей? В берестяных грамотах часто встречаются не христианские имена, которые, возможно (sic!) носили люди до призвания варягов, например, прозвища.
"Русь до Рюрика" - понятие туманное. Остаётся воображать, фантазировать и заполнять это белое пятно образами, созданными под влиянием современной действительности. О научности и достоверности здесь речи не идёт. А вот если хотите удовлетворить потребность в образах - почитайте "Волкодава" М. Семёновой.