Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какова роль племён, и вообще племенной структуры общества, в конфликте на территории Ирака и Сирии?

ИсторияПлемена
Alexander Ilin
  · 844
Regional Studies (MENA)  · 9 апр 2016

Тема отдельной статьи или даже более комплексного серьезного научного исследования. Попробую ответить, может кто подхватит, буду рад.

Слишком многое стоит определить по самому вопросу. Конфликт в Сирии и Ираке - где мы берем точку отсчета? Можно взять 2011 г. с выступлениями как в Сирии, так и чуть позже в Ираке, а можно начинать с 1991 г. с операции "Буря в пустыне" или вторжения сил коалиции в 2003 г. Племена всегда были неотъемлемой частью как иракского, так и сирийского общества. Тем не менее, если 60-е и 70-е годы правительства проводили политику по снижению роли племенного фактора во внутриполитических процессах путем усиления каких-никаких государственных институтов, армии и тп., то в Ираке, например, в конце 80-х и особенно начале 90-х племена начинают обретать вес. Президент Ирака Саддам Хусейн после операции "Буря в пустыне" стал опираться на традиционные институты, поскольку удерживать власть в связи с все ухудшавшимся социально-экономическим положением было все тяжелее. Страна находилась под серьезными санкциями с громадными долгами, перманентными выступлениями, жестоко подавлявшимися уже не только армией, но и приходившими ей на помощь племенными формированиями, шейхам которых Саддам в это время платит за лояльность напрямую. В стране вводят серьезнейший исламский дискурс + культ настоящего племенного араба с соответствующими традициями и ценностями. Ретрайбализм доходит до того, что все начинают к своему имени добавлять название племени или клана, к которому относится тот или иной человек. Так стало ясно, что почти вся верхушка страны из тикритского племени Ааль Аби Насир или Альбу Насир - родовое племя самого Саддама. После того, что сотворили американцы в Ираке, проводя политику дебаасатизации и запретив армию и силовые структуры, суннитское население страны восстало. С радикализацией ситуации, получился жесткий коктейль трайбализма+исламизма, когда с конца 2003 г. племена Ирака (суннитские прежде всего) стали опорой для джихадистов, в том числе группировки "Аль-Каиды в Ираке"(АКИ) Абу Мусаба аз-Заркави (напомним, именно он считается праотцом сегодняшней группировки "ИГ", ТОЗР). У американцев ничего не получается, все больше солдат начинают гибнуть в 2004 г., позднее разгорается и гражданская война 2006-2007 г. и тут начинаются успехи. Американцам удается договориться с племенными шейхами, которые формируют свои ополчения "Сахва" (Возрождение). Вооружая и подкупая шейхов и их отряды, американцем в кооперации с "Сахва" удается вытеснить и почти обескровить АКИ, транформировавшуюся в "Исламское государство Ирака" (ИГИ). К 2010 г. ситуация в стране стабилизируются, суннитские племенные ополчения ждут выполнения обещаний по включению их в общую систему безопасности страны, но этот процесс идет очень медленно, а с выводом американских войск в 2011 г. начинается дискриминационная политика премьер-министра страны Нури аль-Малики. ИГИ снова набирает вес ввиду недовольства населения ситуацией в стране. В итоге многие племенные шейхи примыкают к организации, когда она совершает блицкриг в 2014 г.

В Сирии ИГ также контролирует территорию, на которой развиты племенные отношения. Видимо, сложились некие соглашения между ИГ и племенами, которые выражают свою лояльность взамен на те или иные услуги. Именно через эти территории долгое время осуществлялась переброска материальных и человеческих ресурсов в Ирак. Из Сирии, через ее восточные границы, джихадисты проникали в страну, охваченную войной, но именно через эти пути они направились из Ирака и обратно в 2011 г. Сначала племена этих территорий были подкуплены (ну или им удалось найти общие точки соприкосновения) Джабхат ан-Нусрой, а затем и ИГ, которая навалилась и поглотила все, что Нусра навоевала. Нусра правда выжила в западной части Сирии. Таким образом, племена идут навстречу тем, кто им что-то предлагает (например, безопасность или те или иные ресурсы и тп.), но и могут являться серьезной повстанческой социальной базой, если их интересы не учтены и их представительство не оформлено. 

как-то так, надеюсь я донес мысль, хотя и конечно лучше, чтобы кто-то ответил поструктурнее.