Начать необходимо с определения. Инициативные исследования - это исследования, актуальные в первую очередь для самих исполнителей. Это могут быть исследования, проводимые вне планов и контрактов организации или отдельного ученого. Буквально - это исследования по инициативе конкретных людей, которые лично заинтересованы в результатах исследования. Зачастую такие исследования проводятся не столько академическими организациями, сколько НКО. В качестве примера можно привести АНО «Центр независимых социологических исследований», существующую с 1991 г. Далее разделим вопрос на две части: 1) востребованность и 2) доверие.
Первое - востребованность инициативных социологических исследований определяется прежде всего мотивацией участников. Вместе с тем такие исследования проводятся на основе предварительного мониторинга, поэтому социологи выбирают темы для исследований, актуальные не только для самих себя, но и отражающие общественные потребности.
Второе - действительно, существует проблема доверия к подобным инициативам со стороны академических экспертов и органов государственной власти. Причина проста: если инициативные исследования организуются независимыми организациями, то они становятся неподконтрольными для надзорных структур, что в свою очередь делает их полулегальными. Если же инициативные исследователи претендуют на грантовое финансирование, то недоверие к ним со стороны экспертных советов при фондах определяется "неприоритетными" темами или нестандартными методами исследований, предлагаемыми в проектных заявках.
Наконец, если говорить о доверии к инициативным социологическим исследованиям в целом, то российское общество в принципе характеризуется сильным недоверием к различным институтам. Опять же по результатам социологических исследований. Согласно свежему отчету компании Edelman Trust Barometer за 2021 г., 66% россиян не доверяют официальной власти (в среднем по миру - 47%). 71% не доверяют медиа (по миру - 49%), 66% с подозрением относятся к сфере бизнеса (по миру - 39%), 75% не признают НКО (по миру - 43%). Во всех перечисленных случаях уровень доверия ниже половины от количества респондентов из России. Опрос проводился среди жителей 27 стран.