Думаю, наши потомки будут благодарны тем, кто активно стал возрождать традиции меценатства в начале XXI века. Так как я сама работаю в частном музее, о меценатах, поддерживающих искусство, и пойдет речь.
Наш Институт русского реалистического искусства основал бизнесмен и коллекционер Алексей Ананьев. Это самый большой частный музей Москвы и несмотря на свой практически младенческий возраст - очень успешный. В основе коллекции - живопись, графика и скульптура преимущественно XX века. Первый год своего существования музей работал бесплатно, теперь стоимость полного билета составляет всего 150 рублей. Таким образом, нет практически никаких препятствий, чтобы познакомиться или заново открыть для себя национальное искусство XX века. Меценатская деятельность Алексея Ананьева не ограничивается открытием ИРРИ. Он традиционно помогает Московской консерватории, а в прошлом году вошел в попечительский совет Государственной Третьяковской галереи. Первым поддержанным им проектом стала выставка ГТГ «Гелий Коржев», посвящённая, пожалуй, самому мощному реалисту современности. Совсем в скоро в Третьяковке на Крымском валу откроется масштабный проект «Оттепель», который также подготовлен при участии Алексея Ананьева и Института русского реалистического искусства. Там можно будет увидеть довольно много работ из нашей постоянной экспозиции. Но это не повод не приходить к нам – в ИРРИ три этажа постоянной экспозиции и сейчас работает совершенно прекрасная, на мой взгляд, выставка «Рассказы», посвященная знаковым работам из нашей коллекции.
Мы не можем не радоваться успехам и достижениям коллег из частных музеев и фондов. Это Владимир и Екатерина Семенихины и фонд культуры «Екатерина», Наталья Опалева и Полина Лобачевская и Музей АЗ (Музей Анатолия Зверева), Дарья Жукова и Роман Абрамович и музей «Гараж», Михаил Абрамов и Музей русской иконы, Борис Минц и Музей русского импрессионизма, Тамаз и Ивета Манашеровы и культурно-благотворительный фонд «U-Art: Ты и искусство», Андрей Филатов и фонд Art Russe, Леонид Михельсон и Тереза Иароччи Мавика и фонд современного искусства «Виктория – Искусство Быть Современным» (V-A-C), Мкртич Окроян и Музей Ар Деко, Аслан Чехоев и Новый музей, Музей Фаберже, созданный при поддержке фонда «Связь времен» Виктора Вексельберга, международный культурный фонд «BREUS Foundation» (бывший культурный фонд «АртХроника») Шалвы Бреуса и фонд In Artibus Инны Баженовой. И, конечно, мы с нетерпением ждем открытия музея «Собрание» Давида Якобашвили. Сейчас сложно заниматься чем-то, кроме собственных интересов, но эти люди имеют смелость делать мир лучше даже в такие непростые времена. Кого из них будут знать те, кто родится через сто лет – я не знаю, но все они герои уже сейчас.