Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Кто финансировал церковь в советское время?

ОбществоИсторияНаука
Ivan Prokopovich
  · 2,0 K
Католик, журналист, историк. ¡Viva Cristo Rey!  · 20 июн 2016  ·
primizkarten

Насчёт РПЦ не знаю, скорее всего и правда власти помогали - не из воздуха же особняк немецкого посла стал резиденцией патриарха, да и содержать иерархов и клир исключительно на пожертвования было бы затруднительно (это вам не 90-е с модой на веру или наше время духовных скреп, тогда из комсомола и партии исключали за участие в обрядах).
Католическая Церковь в СССР существовала в подполье за исключением Прибалтики, Украины, Беларуси и Молдовы - там были жёсткие рамки, но были храмы, священники, а в Литве - Латвии даже несколько епископов и две семинарии. Всё под надзором КГБ, не без сексотов. Епископы находили средства своими каналами, в том числе от зарубежных коллег, и помогали общинам по всему Союзу. Но это было так же редко и сложно, как и постоянный священник в приходе - он должен был устраивать местных КГБ и уполномоченного по делам религий. Обычно священники приезжали на несколько дней тайно - служили Мессы, крестили, венчали, исповедовали. Верующие собирали пожертвования, которые тратились на билеты и еду. Этакая самоокупаемость. Если возникала идея регистрации общины и покупки дома под храм (молитвенный дом), собирали 20 менее боящихся верующих и подавали заявку уполномоченному и в исполком, а священник искал возможность собрать деньги на покупку дома (как рассказывал в своей книге "Пастырскими тропами" монс. Иосиф Свидницкий, после усиленной молитвы иногда неожиданно передавали энную сумму от верующих с Запада или внезапно получалась встреча с епископом и он давал недостающие деньги). Всё было тайно и сложно, сопряжено с массой волнений и затруднений. Если священник ни в каком приходе не был зарегистрирован органами и ездил нелегально, он работал где угодно (водитель, строитель - на что хватало мирской квалификации, заканчивать вузы им не давали) и поездки устраивал в свой отпуск и на свои деньги. Если приход был зарегистрирован, он существовал на пожертвования прихожан (священнику официально тоже зарплату платил приход) и ещё немалые суммы приходилось отчислять в разные советские организации вроде фонда мира. За финансами общин власти строго следили, использовали любую мелочь для придирок и шантажа отменой регистрации, по надуманным предлогам (проповедь, книга, ложный донос) священников судили и отправляли в лагеря даже в хвалёную Перестройку.

Ответы на вопросы о христианстве и католическом вероучении вы найдёте здесь:Перейти на catholic.tomsk.ru/catechism/content.htm
> содержать иерархов и клир исключительно на пожертвования было бы затруднительно Основной доход -- продажа... Читать дальше
программист, предприниматель  · 20 июн 2016

Тот же, кто ее воссоздал в 1942 году - советское правительство. Вообще, в отсутствие частных организаций, это был единственный источник доходов в стране. Конечно, немного помогали пожертвования, но это все же скорее всего была капля в море.

Откуда сведения?

пользователь TheQuestion.  · 20 июн 2016
Согласно ссылке данной Википедией (статья Экономическая_деятельность_Русской_православной_церкви ) > Новиков, 1985, Денежные её доходы складываются из добровольных пожертвований, платы за требы и сумм, полученных от продажи свечей и предметов культа, с. 390. Русская православная церковь // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиев Б. А. и др.; Под... Читать далее
Первые мастерские по производству церковной утвари начали работу в 1949 году, завод церковной утвари Софрино был... Читать дальше
Теология, отношения науки и религии. Нейробиология; Современное искусство. СПбДА;КемГУ...  · 23 июн 2016
Нужно сказать, что в Советское время проблема была не столько в финансировании, сколько в реализации полученных денег. Храмов было не так много. В провинциальных городах на многотысячное население зачастую приходился один приход, в котором отправлялись богослужения и обряды, в ходе которых и за которые верующие жертвовали деньги. Проблемы с реализацией были следующие:... Читать далее
Специалист широкого, но не очень глубокого профиля. А ещё люблю читать книжки по истории...  · 20 июн 2016

Позволю себе не согласиться с предыдущим оратором. Советская власть (во всяком случае, в послесталинский период) была более склонна получать деньги от Церкви, чем давать. Так что основными источниками дохода были продажа свечей и плата за обряды. В качестве иллюстрации могу порекомендовать повесть Сергея Каледина "Поп и работник".