Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Может ли учитель рассказывать о политике в школе?

ОбществоОбразование+4
Рустам Юлбарисов
  · 5,3 K
Первый
Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, академик РАО, директор Центра...  · 20 мар 2017

Учитель может рассказывать в школе все что угодно. Он может быть учителем истории, литературы, экономической географии. Безусловно, он имеет право излагать взгляды, как и любой человек. Ничего незаконного нет в этой ситуации. Другое дело – что сейчас есть разноголосица, в том числе о революции – для одних это великое событие, для других – катастрофа, и в этой ситуации учителю трудно определяться, потому что он тоже живой человек. 

Это действительно сложное явление, от которого никуда не уйдешь, и от учителя должно зависеть умение наладить с ребенком диалог. А вызывать полицию в этой ситуации не имеет никакого смысла – это страх, бескультурье и непонимание психологии подростков, которые всегда живут по принципу «запретный плод сладок». Здесь не надо бояться вопросов, нужно вступать в полемику с детьми, другой вопрос – чтобы полемика была аргументирована. 

Научное сообщество тоже не договаривается. Если вы возьмете тот же сюжет с 1917 годом – у всех будет своя позиция, одни будут винить в этом заговор, другие закономерность, третьи – конспирологию. Идут войны памяти, и это войны не за прошлое, а за настоящее и будушее, потому что на самом деле подспудно идет обсуждение о будущих моделях развития России, и от этого никуда не деться. 

Какая должна быть позиция учителя? На это прекрасно ответил поэт Булат Окуджава: «Святая наука – расслышать друг друга». Нужно научить детей слушать и аргументированно спорить, не уйти нам от острых вопросов. Культуру полемики должны воспитывать и телевидение, и радио. Но этого, к сожалению, не присходит. Еще давно, в 1916 году вышла книжка замечательного русского педагога и священника «Искусство спора». Там он дает типы и виды спора, где высший тип спора – когда люди ищут истину, и есть низшие типы спора – опрокинуть оппонента, оскорбить его. И вот такого рода споры люди видят сегодня по телевидению, и это большая беда. 

Учитель перестал сейчас быть единственным источником информации. И во всем мире существуют так называемые перевернутые уроки – когда ученики получают документы и вступают в дискуссию, а учитель выступает в роли модератора, и следит за тем, чтобы никто не переходил на личности, чтобы аргументы были не эмоциональные, а содержательные, и вот тогда возникает огромный интерес к урокам. 

Очень важно создавать площадки, где тренируются споры. Славянофилы и западник были всегда, но трудно представить себе, чтобы Хомяков искал компромат на Грановского. 

Главная задача – повышение уровня культуры и квалификации самих педагогов. А если подростки будут понимать, что мы думаем одно, говорим другое, делаем третье, кроме цинизма и фальши это ничего не родит. Для меня, как для педагога, произошедшее в Брянске как минимум странно.

Педагог согласно ст. 48. п.1.4. обязан формировать у обучающихся гражданскую позицию. И согласно этой же стать... Читать дальше

Вам бы в моём лицее поучиться, тогда всё поймёте.... По крайней мере, у нас в четвёртом классе учитель говорил не только о гражданской позиции, но и о нравопадении, гадов америкосов, конспирологические теории о истории мира, даже о том что Марс..... голубой. Впендюривать эту откровенную пропаганду и агрессивно отвергать любые контраргументы на повышенных тонах незаконно. Патриотизм, по моему, изначально у всех людей в мире в крови. Это животный инстинкт. Просто можно "формировать гражданскую позицию" объективно рассказывая о достижениях нации, что впрочем, законно. А не использовать незаконную противоправную агрессивную пропаганду.

Имеет полное право. При этом давая возможность детям свободно высказывать свою точку зрения, аргументируя её. Но не очень понимаю, откуда время на политику на уроке. Я вижу это, как факультатив, класный час, иные внеурочные формы. На уроке лучше приводить аргументы и факты, не заостряя внимание на чисто политических вопросах. А вот показывать связь изучаемого и политики надо обязательно. Например я сыну доходчиво объяснил, почему Россия объективно Великая мировая держава на карте Мира. Вопрос в то время был вроде остро политический, но вот легко и убедительно решался в рамках школьного курса Географии.

Дмитрий Б, вполне возможны частные беседы учителей и учеников вне уроков.

Имеет ли право учитель рассказывать о коррупции, её признаках и если ученик ураспознает коррупцию выходить протестовать?

Web-разработчик с медицинским образованием  · 20 мар 2017
Начнем с того, что в школе ведется такой предмет как обществознание, в рамках которого преподаются основы политологии. И не говоря о политике в современном мире довольно затруднительно дать детям представление об этом предмете. В остальном же полагаю что не желательно (не запрещено, но не желательно) прививать ученикам свои собственные политические взгляды, ибо это... Читать далее
Учитель должен дать ученику методологию по поиску истины. Научить отличать ложь от правды. По истории важны... Читать дальше
Швец, жнец, организатор конференций и деловых мероприятий  · 20 мар 2017

У меня был офигительный учитель истории, который говорил "те воспринимают произошедшие события так, эти - эдак. А что я сам думаю - я не скажу, это не профессионально".

Ума не приложу, почему бы остальным учителям не вести себя так же.

нет таких  · 21 мар 2017
В законе об образовании четко написано, что педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических или иных убеждений либо отказу от них. Соответственно, если учитель будет говорить про политику, на пример, Франции 19 века - это одно, а вот если он будет расхваливать... Читать далее
скучающий студент-лингвист, интересующийся вопросами культорологии и психологии  · 20 мар 2017
Учась в школе и в первом вузе на юрфаке, я неоднократно сталкивалась с тем, что мои учителя/преподаватели начинали обсуждать политические вопросы или ситуации. В моих учёбных заведениях не было табу на определённые темы, что можно обсжудать, а что нет. Тем не менее, тут надо осторожно с этим, дабы не привело к конфликтам между учащимися, или не возникло конфликта у... Читать далее
Учусь в шараге на программиста  · 26 апр 2018

Может, но осторожно, чтобы не ущемлять ничьих интересов. У нас в школе историк спокойно обсуждал с нами Алексея Навального и его фильм про "Он вам не Димон". И никто не жаловался.

Я всегда в школе критиковал религию и церковь. Даже создал атеистический кружок

Дизайнер одежды  · 18 сент 2018

Может, если не дает оценку событий и не навязывает свою точку зрения, просто выдача информации в чисто познавательном ключе  без собственного мнения.

Почему бы и нет. Только вопрос должен быть освещен со всех сторон. Родителям должно быть известно, что такие занятия проводятся, чтобы у них была возможность обсудить с ребенком услышанное.