Учусь в Китае, завтра начинаются дистанционные экзамены. Учителя разослали нам бланк, который мы должны подписать и им отправить.
В бланке очень много пунктов, но все они нацелены «обещаю не списываю». Хочу узнать, можно ли так поступать с юридической точки? Если да, то почему на каждом экзамены во всех странах такого не просят, ведь тогда за списывания студенты несли бы реальную ответственность.
В научных кругах списывание, на равне с плагиатом, отнесено к форме академического мошенничества - разновидности интеллектуальной недобросовестности, реализуемой в рамках образовательной и научно-исследовательской деятельности студента (преподавателя, научного сотрудника) и являющаяся способом представить результат, не отвечающий требованиям качества и новизны [1].
Опора на собственные силы (self-made man / women), на ровне с компетентностью, инициативой, образованностью, профессионализмом, являются теми чертами характера, которые потенциальные работодатели хотят видеть в выпускниках высших учебных заведений [2]. Списывающий студент получает оценку выше, нежели он заслуживает, что приводит к снижению конкуренции в образовании, подрыву стимулов к обучению и в конечном счете к неэффективному функционированию образовательной системы [3].
Как обстоят дела со списыванием в западных странах?
«Только нездоровый человек рассматривал бы возможность списывания на экзамене в британском вузе. Если тебя увидят, последствия будут очень жесткими – вероятнее всего, тебя сразу же отчислят, без возможности подать апелляцию. И после этого тебе будет очень сложно поступить в другой вуз с такой историей в твоём учебном отчете» [4].
В Калифорнийском технологическом институте (США), ответственность за академические мошенничества установлена «Кодексом чести» (Honor Code). Непосредственно о списывании Кодекс говорит, что: «Ни один из членов сообщества Университета не может приобретать несправедливых преимуществ перед любым другим членом сообщества» [5].
Вернёмся в Россию. В послании к Федеральному Собранию 2012 года Владимир Путин отнёс вопрос предотвращения интеллектуальной недобросовестности студентов к категории нравственности, заявив, что «Качественное обучение без воспитания невозможно» [6].
Обобщая сказанное можно сделать вывод о том, что требования китайского ВУЗа «не списывать», обращённое к студенту является допустимой формой нравственного воспитания. Ответственность за списывание в высших учебных заведениях США и Великобритании вполне реальна, и может заключаться в отчислении из учебного заведения.
Библиография:
1. Доровская Н. Массовое высшее образование, или я б в рабочие пошел...
Рефератный бизнес: деньги и этика // Телескоп. 2010. No5 (83). С. 21 - 32.
2. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. К вопросу о разработке профессиональных стандартов в сфере образования // Человек и образование. – 2007. - No3-4. – с. 88 – 94.
3. Малков Е.С. Списывать – нехорошо, но только не в России. urL: https://iq.hse.ru/news/177671066.html.
4. Мартин Н. Шпаргалки и смартфоны: списывание на экзаменах неизлечимо? urL: http://www.bbc.com/russian/blogs/2015/06/150624_blog_strana_russia_exams_cheating.
5. Официальный сайт Калифорнийского технологического института. URL: http://www.caltech.edu.
6. http://kremlin.ru/events/president/news/17118.
С уважением,
Адвокат Сергей А. Комягин