Конечно, можно было перемещаться. Кроме закрытых городов.
Однако не на всякую работу брали без прописки. А чтобы прописаться нужны были основания -- или наличие работы, или родственник прописывал, или еще по какой причине разрешали.
А такие города как Ленинград и Москва вообще практически исключалась возможность приехать и устроиться на работу. Только на определенную, так называемый лимит -- строительство, милиция, дворники. И то, не любой мог устроиться. Т.е., как я тут писал,
вообще-то увидеть в Ленинграде на улице человека с характерной азиатской внешностью было редкостью. Люди буквально иногда оборачивались, особенно дети. Конечно, в университете, например, учился с родителями один азербайджанец, но вот так на улице -- редкость.
Насчет прописки -- как легко было чужому в Ленинграде поселится. Моя бабушка и её семья жили в Петербурге-Петрограде, переехали туда до революции. Пережили блокаду, воевали на Балтийском флоте, работали на Дороге жизни. После войны бабушка с мамой уехала на целину, как коммунист ответила на призыв партии, бабушка работала там, в Казахстане, фельдшером, а фактически врачом. Так вот вернуться в Ленинград ей не разрешили. Потеряла прописку -- до свидания. То что партия отправила на целину, никого не волнует. Родственники прописали их к себе в Ленобласти, помогли с устройством на работу. Мама поработала на заводе, поступила в университет. Первый отдел тут же вызвал её и задал вопрос -- каким образом, с какой радости у неё прописка появилась? Зачем родственники её прописали?
Я бы отметил еще другой аспект. Вообще, именно сами перемещения были существенно дешевле. Т.е. и самолет, и, тем более поезд, были доступны по цене гораздо более широкому кругу людей.
И, кстати, билеты на поезда и на самолеты! были не именными и посадка была без документов. На самолеты ввели продажи по паспорту в связи с попытками угонов самолетов в 70-ые.
Без нормального бизнеса с конкуренцией мы никак никогда не узнаем насколько можно было бы скинуть цены. Даже если они сейчас в ноль работают, не значит, что это была бы минимальная цена. Это означало бы лишь то, что иначе работать не умеют и не могут в данных условиях.
Не хочу без знаний фантазировать про оправданность цен на самолеты в СССР и сейчас. )
Я как то поссорился с супругой. Вышел из дома, взял билет на самолет. Слетал в Ялту, купил букет цветов. Вернулся, вручил и помирился. О каком запрете на передвижение могла идти речь?
Только вот в Ялте нет и никогда не было аэропорта )))
Цены на билеты были примерно такие же. Например, плацкарт Белгород-Москва стоил 10 рублей в нефирменном, 12 в фирменном при средней з/п в провинции 150 рублей, т.е. средней з/п хватало на 12-15 таких поездок. Сейчас плацкарт 1000-1500 рублей при средней белгородской з/п 25000, т.е. 15-20 поездок.
А самолётом в Белгород сейчас вообще можно от 499 рублей улететь
Денис Татаренков, что такое "фирменный" поезд в СССР? Назовите хоть одну фирму. И чем отличалась з/п в провинции от з/п в остальных местах?
В СССР было время,когда куда-то поехать не было никаких затруднений. Я слетал из Оренбурга во Владивосток и обратно за один рубль в 1969 году.Хотите верьте, хотите нет.
Владимир Голубев, брехня!!...
А вы попробуйте сейчас попасть в Иван-город посмотреть крепость! Только по загранпаспорт, по внутреннему российскому нельзя! Завернули в пяти километрах...
Геннадий Летуновский, а где это?
Билет на самолет Москва-Владивосток - 140 рублей, при средней ЗП 170 рублей- сомнительная общедоступность
Алексей, а при чём здесь средняя зарплата и стоимость билета на самолёт.Я в Мурманске получал 650 руб,а билет в Питер стоил 26 руб.Мы на выходные летали туда пивка попить.
Да, доступнее были самолёты - у нас в городе один рейс был на "Большую Землю" - люди по ночам дежурили в очередях возле "Трансагенства"
Одни и те же события можно по-разному оценивать,особенно с чьих-то слов,вот я например ездил в Ленинград и устроился на Кировский завод,получил общежитие с хорошей комнатой,потом в институт поступил,все было хорошо...пока не пришли ельциноиды,а потом путиноиды и тп и др.....да,устроился и сейчас,но....я ездил тогда и в другие города братских республик и в один день мог устроиться и получить общежитие,а дальше....дальше кто куда,судьба у людей по разному складывается,но ездил я тогда свободно в 16-18 лет,а вот теперь страшно детей отпускать.
Была и т.н. пограничная зона. Приезжающих проверяли пограничники. Кстати, под их контролем находилось и крымское побережье
Сергей Т., и должно было быть основание для поездки в погранзону.
Да, а у колхозников передвижения были еще более ограниченные. Подлиннуюцену свободы передвижения оценивали и туристы. Карт не было. Они были секретны. Даже за подробный абрис можно было получить неприятности. Только уж очень солидные группы имели реальные карты, а не породию на них. Не помните, как на черноморских пляжах было запрещено находиться ночью? Они патрулировались пограничниками, которые выгуливали своих собачек. А погранзона где был особый режим проживания и посещения была вдоль всей сухопутной границы, порой достигая десятков километров в ширину.
Дмитрий Б, Обобщаете, у меня много родственников из крестьян и они прекрасно передвигались начиная с 60-х по всей стране и по странам Варшавского договора . И пляжи были открыты круглосуточно, за исключением некоторых "закрытых" зон, были кемпинги, были люди, отдыхающие "дикарями" в палатках. Что касается карт, то гугл-карт тогда не существовало даже в США, а атомобильные атласы существовали и все ими пользовались
Был ещё один способ получить прописку в Москве, Ленинграде или в других крупных городах - это переезд в связи с обменом квартир. В нас в городе в местной газете была рубрика "Обмен квартир", с подразделами: в городе и межгород. Помню за 1-комнатную в Москве присили как правило 3 комнатрую у нас в городе с доплатой. Конкретный размер доплаты не знаю, никогда не интересовался, но знаю, что был не маленький.
Сергей Скиба, в качестве доплаты могла быть дача или машина или просто деньги примерно в такой сумме. И если дача или машина еще как то проскакивала, то при передаче денег могли и получить уголовку за вымогательство или спекуляцию. У нас так соседи в Сочи менялись. А их там подставили, семью на 101 км. а хозяина посадили. В квартиру через какое то время въехал грузин работавший в прокуратуре, через пару лет перевел квартиру на сына, который на рынке торговал.
Позвольте не согласится первым проезжала самая большая машина,потом дорогая,потом та у которой самый громкий сигнал
Будучи рожденным в СССР ни разу не столкнулся с такой проблемой. В Вильнюс ездили погулять в ночном ресторане и за черным хлебом. Даже на Соловки в гости, правда туда понадобилось приглашение от родственников.
По этому поводу: если бы в СССР Ломоносов пришел бы в Москву, учиться бы он смог, но работать бы в Москве ему не дали. Свободно перемещаться можно, кроме закрытых городов, мест и пограничной зоны, но постоянно прописаться, как требует закон, в Москве и Ленинграде, можно было далеко не всегда.
Кроме особенно "талантливых" никто в Москву и не рвался. А страна была свободной в пердвижении на 100 % и по ценам поезда, пролета и по возможности найти работу и жильё. Сейчас всё эти возможности жульё посткапиталлистическое напрочь отрезало.