Ученый-фольклорист Е. А. Костюхин в книге «Типы и формы животного эпоса» указывает, что животный эпос развивался «от мифа к сказке, от сказки к басне». С опорой на его труд давайте докажем тесную связь басни со сказкой о животных и посмотрим, как формировались эти жанры.
Во-первых, не мифология в целом, а лишь самый древний, архаический ее пласт был источником животного эпоса, уходящего глубоко в древность, в язычество. Так появились тотемные мифы, где повествование сосредоточивалось вокруг зооморфных (подобных животным) предков – культурных героев. Герои эти были демиургами: могли создать и разрушить мир.
Однако тотемные представления ослабели, и роль демиурга перешла к герою с человеческим обликом (в конце концов – к богу), а зооморфный герой ушел в животную сказку. Основная черта животной сказки состоит в том, что зооморфный герой уже не обладает сакральным значением, то есть он перестает выполнять роль бога.
Постепенно складывается сказка о животных, какой мы ее знаем. Такие сказки мы все читали: «Лиса и журавль», «Зайкина избушка», «Волк и семеро козлят». В сказках о животных нередко встречаются элементы волшебной сказки, мифов, легенд, преданий – черты самых разных жанров.
Дороги от сказки о животных расходятся к разным литературным явлениям, в том числе и к басне.
Основные сходства сказки о животных и басни:
В то же время сказка и басня с одинаковым сюжетом — вовсе не одно и то же, потому что они вписаны в разные контексты: сказка воспринимается в ряду других сказок, а басня — в контексте литературной эпохи, творчества писателя. Общество разумных лошадей у Свифта или неразумных животных, попавших в сети политических интриг, у Оруэлла, животные в баснях Лафонтена и Крылова — все это, хотя и хранит следы былой традиции животного эпоса, должно быть соотносимо прежде всего с литературой своей эпохи, литературными направлениями нового времени.