У Владимира Набокова был своеобразный взгляд на своих современников и классиков литературы. Так, про Чехова он говорил, что тот не способен был написать большой роман или шедевр драматургии, Тургенева прозвал «не великим писателем, хоть и очень милым», а Максима Горького называл наивным неугомонным моралистом.
Но особую «любовь» Набоков питал к Федору Достоевскому. Чем Достоевский так не угодил Владимиру Владимировичу, в чем принципиальная разница их творческого взгляда на мир и почему эти два писателя связаны сильнее, чем многие думают?
«Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустошами литературных банальностей».
Сложно говорить об объективности, когда речь идет об отношениях (пусть и односторонних) двух творческих людей. Владимир Набоков часто резко и негативно высказывался как о русских классиках, так и об авторах мировой величины. Принимать ли его точку зрения — дело каждого.
Конечно, он никак не мог пройти мимо такого колоритного автора, как Федор Достоевский. Будучи лектором, Владимир Набоков составил «табель о рангах», в котором расположил русских писателей. Ученики должны были заучить этот рейтинг. Выше всех Набоков оценил Льва Толстого — на «пять с плюсом», Достоевскому же досталась оценка «три с минусом или два с плюсом».
Критики не раз замечали в работах этих авторов схожие детали:
Несмотря на то, что даже сам Жан-Поль Сартр отмечал, что Набоков пользуется приемами Достоевского, Владимир Владимирович всегда это отрицал:
«В моём представлении о литературоведении в нём вообще нет места "духовному сродству"».
Подобные размышления, пожалуй, только еще больше раздражали писателя.
«Безвкусица Достоевского, его бесконечное копание в душах людей с префрейдовскими комплексами, упоение трагедией растоптанного человеческого достоинства — всем этим восхищаться нелегко».
Между тем различий в творчестве этих двух творцов тоже немало. Набоков, например, никогда не пытался быть моралистом или реалистом — а эти два понятия присущи творчеству Достоевского.
Во время лекций в университете Набоков то и дело говорил, что романы нужно рассматривать как культурное явление и показатель личного мастерства. Феномен успеха автора «Преступления и наказания» был непонятен Владимиру Владимировичу. Его раздражала идея прихода через грех к Христу и вообще излишняя религиозность в творчестве Достоевского. Так же как и излишняя «болезненность» персонажей, слишком уж много среди них неврастеников и душевнобольных, которые находят спасение в боге.
«Преступление и наказание», как и «Братья Карамазовы» для Набокова — детективные романы, а не психологические, так как, с его точки зрения, герои этих книг не меняются внутренне.
Все это претило Набокову, который всегда старался создать сложных, внутренне терзаемых и изменяющихся персонажей.
Нельзя не отметить предвзятость по отношению к творчеству классика со стороны Владимира Владимировича. Набоков находил недостатки и мало говорил о достоинствах Достоевского. Может быть, слишком велика разница в их подходе к литературе, а может, он просто раздражался от частых излишних сравнений с этим автором. В любом случае, знатоки творчества Владимира Набокова утверждают: всю внешнюю показную нелюбовь к Достоевскому можно воспринимать как игру, за ширмой которой прячется уважение к мастеру.
«Мне только после третьего прочтения стало понятно, что это – замечательная игра, принцип которой заимствован Набоковым у Достоевского – «от обратного». И как в монологе Инквизитора – «шедевре ораторского искусства» – «отрицательная аргументация вдруг оборачивается положительной: обвинительная речь становится величайшей в мировой литературе теодицеей», так и лекция В. Набокова, представляя всю немыслимо отрицательную аргументацию неприятия мира Достоевского, является хвалебным гимном великому русскому гению» (с) Е. А. Осокина
Г-н Чубайс "покритиковал" как-то Достоевского, т. е. как бы признался в ненависти к великому писателю... Любопытно, а как бы Набоков высказался (будь такая возможность) о самом г-не Чубайсе?
Спасибо.Не люблю книги Достоевского,мерзкое падение человека не может быть предметом чтения.ХожденипФ.М. в дворцы Романовых,чтение им своих книг - мерзкое дело, самость, да ещё какая.Какое-то в этом полное падение.Христос был с народом,его учил,его воспитывал,не терпя среди властителей.
Ну тада вам к Чюбаису: тот предъявлял что-то тоже классику…