Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Насколько справедливы оценки Фарах Пехлеви, как одной из главных виновниц падения шахской власти и своего рода иранской "Раисы Максимовны"?

ИсторияИран
Alexander Bychkov
  · 698
преподаватель НИУ ВШЭ  · 29 февр 2016

На мой взгляд, нисколько не справедливы. Ответ на вопрос зависит, в первую очередь, от того, как вы оцениваете роль личности в истории и способность одного человека изменить судьбу целого государства, страны, народа. Я в этом отношении склонен куда больше доверять роли коллективного действия и глубинным социальным процессам. В данном случае необходимо правильно расставить акценты:

Во-первых, неверно считать Фарах неким теневым центром силы иранской политики. Да, третья супруга шаха Мохаммеда была близка с ним и имела на него серьезное влияние. Их взгляды в отношении вектора развития Ирана, модернизации через вестернизацию, совпадали: но не она навязывала ему реформы, а он сам задолго до их брака проявил свои симпатии и устремления в отношении реформирования иранского общества. Она помогала ему с их реализацией, но не определяла их. Помимо того, иранский двор представлял собой, по замечаниям современников, тот еще клубок интересов различных центров силы, императрица в нем играла далеко не определяющую роль (хоть и важную).

Во-вторых, нельзя переоценивать способность шаха и шахской семьи предотвратить революцию. В предшествующий период и собственно в 1978-1979 гг. сменилось несколько кабинетов, менялся баланс сил внутри двора, правительства, парламента. Сама по себе исламская революция стала результатом складывания целого комплекса причин, а ответственность за недовольство народных масс и, что более конкретно, неспособность государственной власти должны образом отреагировать на вызов несла система власти в целом.

В-третьих, т.н. "вина" Шахини, как ее определяли в т.ч. и спикеры революционного движения из числа близких к духовенству лиц, заключалась в ее аморальном поведении, в ведении подрывной деятельности против морального облика мусульман посредством пропаганды, распространения и навязывания ценностей и устоев западного мира. Императрица действительно сыграла большую роль в трансформации образа жизни, да и просто внешнего облика, успешной иранской женщины. На своем примере она продвигала новые тенденции в моде, активно принимала участие в светской жизни, покровительствовала женским организациям и объединениям. Без ее участия не обходилось открытие магазинов ведущих европейских брендов и домов мод в Тегеране, вызывавших ненависть традиционалистов, она стала лицом всего "европейского" в Иране: свободная, красивая, успешная, самостоятельная. Все это превращало Фарах в живой символ всего того, против чего выступали последователи иранских поборников исламской морали, - лидеров духовенства во главе с аяталлой Хомейни. Естественно, что борясь с идолопоклонничеством и фетишизмом, адепты Хомейни "демонизировали" образ супруги Шаха, как и его самого.

В контексте данного вопроса вполне закономерна аналогия между образами Фарах Пехлеви и Александры Федоровны Романовой, распространившимися в массовой культуре. Обеим последним императрицам одержавшие верх и пришедшие к власти в результате революции политические противники режима приписывали самые страшные грехи и недостатки, а их роль и степень политического влияния на царственных супругов оказались умышленно гипертрофированно преувеличены. Политика и ничего личного, как говорится.