Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Норма социального поведения: ко всякому страданию относиться с уважением – расскажите про неё

Откуда я это взял – "Приглашение на казнь" Владимира Набокова:
Почему от вас так пахнет? – спросил Цинциннат со вздохом.
Толстенькое лицо м-сье Пьера исказилось принужденной улыбкой.
Это у нас в семье, – пояснил он с достоинством, – ноги немножко потеют. Пробовал квасцами, но ничто не берет. Должен сказать, что, хотя страдаю этим с детства и хотя ко всякому страданию принято относиться с уважением, еще никто никогда так бестактно…
СоциологияМораль+3
Павел Чечко
  · 458
Философия. Психология. История  · 2 мар 2023  · proza.ru/avtor/mariagruz2020
Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Золотое правило нравственности, с его просьбой не умножать зла там, где можно быть добрее. Оставаться человеком, по возможности, ибо за звериным дело обычно "не ржавеет".
По отношению к страданиям других люди обычно испытывают гамму чувств и эмоций: сострадание, сочувствие - когда речь идет о тех, кого мы любим, кто нам ценен и к тем, кого, даже не зная, ассоциируем со своими ("племя", класс, статус, принадлежность к культуре и народу), кому симпатизируем. Но также люди часто испытывают злорадство, удовлетворение видом страдающего, торжество над страданием того, кого считают виновным в своих несчастьях, чужаком или врагом. Моральное и физического удовольствие (наслаждение) при виде страданий другого человека испытывают психопаты и садисты. Если верить философу Томасу Гоббсу (а не верить ему у нас нет оснований), - не довлей над всеми нами закон и мораль с их требованиями к определенным нормам поведения и поступков, - мы бы переубивали  друг друга. Поскольку психологически мы друг другу - конкуренты ("человек человеку волк") и вынуждены не столько дружить, сколько бороться. Почему? А в силу эгоизма, тщеславия, жажды власти, богатства и т.д. То есть по большому счету, при виде страданий других мы часто совсем не эмпаты - скорее наоборот. Вот потому многие радуются, когда у соседа "корова сдохла", когда "из них, этих" кто-то заболел или уволился. А кому же сочувствуем? Круг нашей эмпатии часто ограничен своей семьей и домашними животными. А вокруг - одни конкуренты…  Капитализм, увы - и Мркс в этом был прав, - убивает человеческое в людях, ибо естественная конкуренция за деньги и богатства усиливает хищничество и потребительство, изгоняя человеколюбие ("а разве возможно сочувствие рабовладельца к рабу или эксплуататора к эксплуатируемым"?). 
Но если представить себе общество, где все, как это положено по природе, вне всяких моральных ограничителей и соответствующей системы воспитания будут радоваться чужим страданиями - мы поймем, что такое общество больно. Такое сообщество просто не выживет. Ибо  распад на эго-элементы, карабкающиеся вверх по головам других эго-элементов, - суть только распад. То есть гибель.
Смысл морали как системы требований к человеческим поступкам и даже мыслям - сохранение единства в сообществах на основе понятий о добре и зле. Во всех моральных системах, будь то религиозные и светские, выработана идея, согласно которой радоваться и испытывать иные формы удовлетворения от вида страданий других людей, пусть это даже осужденные преступники и враги - неправильно, постыдно. При этом важно помнить: торжествовать фактом свершившейся справедливости и торжествовать над  корчащимся от боли раненым противником - это разные вещи. Если со справедливостью мы соглашаемся: так должно было быть и да будет так; то слезы боли и отчаяния любого человеческого существа - это умножение зла в человеческом мире. Потому даже во время войн всегда существовал принцип выбора наименьшего зла:  между убить врага быстро или убивать медленно и мучительно, - выбирают первый вариант. Потому что если в первом варианте может вестись речь и зле как методе достижение добра (убийство военного врага во имя мира), то второй вариант - медленное убийство с наслаждением от вида страданий врага - это бесчеловечно. Это - абсолютное зло, из метода обращенное в психо или социо-патологию. Потому по отношению к войне действуют уголовные законы и конвенции (МГП), запрещающие садистские убийства, пытки и применение военных средств, умножающих страдания стороны противника. Ибо это - расчеловечивает. Обращает человека в механизм смерти, в садиста. 
Если мы не садисты, не психопаты, то любое страдающее существо вызывает в нас по меньшей мере содрогание сердца и желание, чтобы как можно быстрее эти страдания прекратились. Как можно быстрее, - это нормальное желание нормального человека. К тому же люди - единственные существа на планете, способные сострадать даже "не своим": людям вообще вне зависимости от расы, цвета кожи, а также животным, природе. Сострадание, жалость  в представление философа В. Соловьева - это то, что и делает нас людьми. Это то, что является мощнейшей преградой развитию извращенных наклонностей в нашем мире. 
Потому мораль культивирует даже к противнику по меньшей мере снисходительное отношение, а также уважение. Снисхождение - схождение сверху вниз, на место страдающего, - это мысленно-волевое (даже через не хочу) действие, когда мы ставим себя на место страдающего неприятеля. А уважение - это поступок. Поступок как следствие понимания того, насколько же плохо сейчас другому человеку, кем бы он для нас ни был. Уважение устанавливает естественную преграду к распространению зла в виде садизмов и страсти к насилию. 
Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Не умножай зла хотя бы в пределах своей собственной души. Иначе рискуешь умножить его в своем окружающем мире.