Если говорить об общественном осуждении - да, шахматы долгое время винили во всех пороках общества, примерно как современные компьютерные игры. Игроков в шахматы ругали за излишний азарт, агрессию (партии нередко перерастали в потасовки) и стяжательство (играли, как и во многие игры, на деньги). Особенно доставалось монахам, которые вместо того чтобы проводить время в размышлениях и молитвах играли в игру.
Существует целый ряд церковных запретов и осуждений шахматам, самое известное из которых относится к 1061 году. Кардинал Петер Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своём письме к папе Александру II он назвал шахматы «измышлением дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Духовный наставник и автор устава ордена тамплиеров Бернар Клервосский в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Стоит оговориться, что в их время ходы в шахматах генерировались не игроками, а броском игральных костей (как в современных нардах или, например, "Шахматах с кубиками"). Эта игра и правда азартна и по сути является чуть более сложным вариантом игры в кости. Мусульмане также то осуждали шахматы, то разрешали, и там ситуация была похожа - на сами шахматы всем было плевать, а вот то, что в них играли на деньги и то, что резные фигурки изображали людей (по нормам ислама это запрещено) вызывало осуждение.
Со временем, когда шахматы приблизились к современному виду и ушли от азартности в сторону сложности и стратегичности игры, отошли в прошлое и запреты на игру в них. Уже к XIV веку игру в шахматы признают полезной для образованных и "развивающей мудрость и ум".
1283 год, сами рыцари-тамплиеры, одни из гонителей шахмат с костями, прекрасно играют в обычные шахматы в конце XIII века.
Вообще говоря шахматы, как и любая новая игра, прошла путь в котором были и невиданные всплески популярности, когда в шахматы играли буквально все, и периоды запретов и гонений, но в конечном итоге страсти улеглись и шахматы стали просто одним из обычных и привычных способов скоротать время.