Причем речь идет именно о позднем средневековье, ближе к 14-15 векам, чем к его началу (5 веку)
1) Это достаточно далекая эпоха чтобы ее романтизировать, и достаточно близкая, чтобы иметь о ней представление. О 14 веке среднестатистический гражданин скажет вам гораздо больше чем, к примеру, о седьмом.
2) Плюс, отмечу, что со средневековья началась какая-никакая художественная литературная традиция, с которой хорошо знакомы англоязычные пользователи — тот же Джеоффрей Чосер, Томас Мэлори, Данте, Боккаччо.
3) У современного литературного жанра фентези есть "отец" — это профессор Толкин, автор "Властелина колец". Он за основу как раз брал британские рыцарские эпосы, поэтому в условном Средиземье стоит условное средневековье. Он же заложил и законы жанра, одним из которых является соответствующий антураж. Мы слышим "фентези" и думаем "рыцари, драконы, ведьмы".
До Толкина тоже, кстати, фэнтези писали)
я в курсе, но настоящую жизнь жанру - с популярностью, подражателями, канонами, ввел именно он. До этого ни одно произведение на тему не получало такого отклика у широкой публики.
А разве мистика не является тем же фэнтези, но в современном антураже?
Потому что в основе не просто Мономиф и "волшебная сказка" об инициации, восходящая ещё к неолиту, а конкретно западно-европейский куртуазный рыцарский роман (начиная с "Артурианы" Томаса Мэллори). Хотя сейчас творческий поиск идёт и появляется больше разных Вселенных, не зацикленных на заезженной схеме "рыцари-принцессы-драконы-волшебники".
Это скорее исключение из правила.
Только не средневековье, а наше представление о нем.