Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему антураж фэнтези - это чаще всего условное европейское Средневековье, ведь мифологические истоки этого жанра идут из гораздо более древних времён?

МифыФантастика+2
Александр Евдокимов
  · 7,9 K
Спортивный журналист и футбольный комментатор. Писатель. Историк по образованию.   · 19 февр 2019  ·
alexey.durnovo

Одна из причин в том, что именно в этом антураже написаны самые успешные фэнтези: от "Властелина колец", до "Игры Престолов". Все это способствовало притоку в жанр большого количества литераторов с хорошей фантазией, которые стали плодить тонны текста в тех же декорациях: "раз у Толкина получилось, то и у нас не хуже будет"!  Увы, робкие попытки затащить фэнтези в Новое или Новейшее время провалились. Хотя лично я не вижу ничего ужасного в том, чтобы эльфы взяли мушкеты и сели на пушечные корабли, а вампиры вооружились гранатометами. Просто талантливых произведений в декорациях XVIII-го или ХХ-го века, увы, нет. Как только они появятся, фэнтези переедет из Средневековья.

А разве мистика не является тем же фэнтези, но в современном антураже?

мистика является фэнтези, но в разных антуражах. Ее можно поместить и в средневековье и в современный мир, и в каменный мир или даже условно неведанный до селе. А вот думать что эльфы и вампиры обязательно должны присутствовать в фэнтези глупо. почему обязательно они должны в рамках современного фэнтэзи быть? они лишь часть европейской мифологии, а фэнтэзи может быть основана на абсалютно любой мифологии. или вообще быть не основана е на одой из существующих. Например Многорукий Бог Далайна. условно есть влияние тенгрианской мифологии но лишь элементами в виде Старика Тэнгэра. все остальное имеет абсолютно выдуманную основу. Фэнтези может быть основана на вампирахъ, библии, древнегреческой мифологии, скандинавской, но это мейнстрим. Есть фэнтэзи основанная на мифологии ямайки, африканскиъ племен, тюрской мифологии, и кучи других народов. Но он популярности не имеет, врядлки кто может вспомнить хоть одну книгу такую. чуть более популярнее азиатское фэнтэзи, кумихо, кума, аматерасу, уся. думаю многим знакомо это. к слову вампиры и эльфы с гранаметами? думаю это можно найти в японских аниме, там не мало такого. Есть ярость от нетфликс, есть азиатский стимпанк в короткометражке любовь смерть и роботы,  есть оборотни в той же антологии во время вов, настоящая кровь сериал, много чего вспомнить можно. тот же вархаммер Там вообще жанровое разнообразие пестрит всевозможными красками, и вампиры тебе, и мистика и стимпанк, еще и одна иза самых популярных в это роде и оки тебе в танках, и эльфы вкосмических короблях.

Желязны, Мьевиль, Муркок, Роулинг, Диана Уинн, Далквист... аффтар жжешь.

Лобов А., Нил Гейман, как я мог его забыть?

Мне кажется, Вы путаете причину со следствием. Потому самые успешные фентези и написаны в этом антураже, что изначально фентези - производное от средневекового европейского эпоса. При этом ничто не мешает распространять жанр на другие исторические периоды, что собственно и делается. Мартин - на античность. Аберкромби - на новое время. Лукьяненоко и вовсе - в наши дни.

s.t.o.k.a.t.o, " что изначально фентези - производное от средневекового европейского эпоса." жанр сформировался еще в далекие времена, понимание как нечто отдельного фантастичсеского было еще в 16 веке, а до этого фэнтэзи, вернее его предтечи в виде сказок, фолклора и эпоса было скорее научными гипотезами объясняющими мир. Так называемое классическое фэнтэзи с легкой руки Толкина обрело новый, более развлекательный вид и достигло небывалой популярности. Жанр и в правду не что не мешает переносить на другие периоды, Но это делалось за долго до классики. Сказочные произведения 18-19 века тому доказательство. И основой может служит все что угодно с фантастическим фолклорноы источнико. Библия, Коран, Илиада Японский фолклор, Китайский, Якутский, Индиййский, Индейский любого периода, и лбого времени. От каменных веков до еще будущих мифических и фолклорных оброзований.

Отнюдь, новое слово в языке появляется тогда, когда нужно чётко зафиксировать новое явление.

Я бы не сказал, что фэнтезийным мир именно средневековый. Точнее будет сказать, что он на стадии аграрного экономического развития (а это хоть условная античность, хоть средневековая англия, хоть индийский век героев) и добавлением кучи анахронизмов. Кстати, сейчас довольного много фэнтези и в антураже нового времени и периода промышленной революции. В мартовском номере "Мира фантастики" на тему научно-технического прогресса в фэнтезийных мирах будет крупная статья!

Валерий Муллагалеев,  Точнее будет сказать что он в любом антураже и уровне развития быть. абсалютно любого. Все только зависит от фантазии автора, вплоть до до условного развития и идиеологии в которое мы и вооброзить не можем. Просто ваше Аграрно-экономический путь наиболее распрастранен. Как правило авторы не особо то замарачивються придумать нечто новое и невооброзимое, проще взять за основу условную античность европы, средневековье или современность. Мало кто береться выстраивать фэнтэзи на основеда хотя бы даже китайского фолклора 4 тысячелетней давности и соответствующего ему времени и уровню развития. Просто потому что это трудно. Не то что на основе африканского доисторического периода, или якутского средневековья. Хотя вот например Олди взялись за это и на основе Олонхо создали "Сильных" Или вот может Многорукий бог Далайна который взял за основы феодальный строй условно степных народов и поместил их в мир до этого невообразимый не одним из авторов фэнтэзи. Но это исключеие. Есть Распопуляреная книга Джеймса Марлона на основе африканского фолклора, но по описания вышло так себе.

Меня больше интересует а есть ли фэнтези детектив, фэнтези триллер.

Фильм Яркость, круто снято.

Потому что так модно. Шаблончик.

Читайте Олдей - у них (и примкнувшего Валентинова) отличные циклы по древности - индийской, эллинской, ну и китайской тоже, хотя китайская в сравнении с эллинской ИМХО послабее. "Чёрный баламут" про Кришну (три книги), "Герой должен быть один" - про Геракла (от Персея до Диомеда - пять книг), "Мессия очищает диск" - Китай.

Makc K-113, интересно не знала что есть у наших фэнтези по эллинской и индийской мифологии.

Есть же Warhammer fantasy в антураже нового времени, который сейчас снова набирает популярность, правда в виде компьютерных игр.

А Хроники Нарнии, не считаются? Главные герои - люди из 1940-х годов прямо в разгар второй мировой войны, попадают в фентезийный мир, да, сначала с антуажом средневековья, потом дальше пошли Тальмарины, чем-то напомнивших мне испанцев, и я бы подумал, что там уже век где-то 15-16-й, хотя плохо помню, чтобы там у них было огнестрельное оружие, хотья по антуажу оно могло бы быть. Однако шпаги и сабли на вид явно не средневековые.

Виталий Новичков, лол что, шпаги и сабли, это так же атрибут условного средневековья. Испания средних веков, это тоже средневековая европа, если ты не знал.

Среди поджанров фэнтези используется антураж не только средневековья (самый известный, но уже набивший оскомину). При желании можно найти фэнтези действие которого происходит в любой из эпох с использованием любой мифологии. Очень популярны жанры городского фэнтези - действие которого перенесено в настоящее время (Лукьяненко - "Дозоры", Панов - "Тайный город", сеттинг "Мир Тьмы"), технофэнтези - действие которого перенесено в будущее (сеттинг "Shadowrun"), стимпанк с элементами фэнтези - действие происходит в условно викторианскую эпоху ( Пехов - "Пересмешник"), в эпоху возрождения (Камша - "Хроники Арции", Пехов - "Под знаком мантикоры"), в каменный век (Логинов, Перумов - "Черная кровь"). Мифологии также используются разные от Славянской до Китайской.

Scrum Master, преподаватель английского в анамнезе  · 15 янв 2019
Причем речь идет именно о позднем средневековье, ближе к 14-15 векам, чем к его началу (5 веку) 1) Это достаточно далекая эпоха чтобы ее романтизировать, и достаточно близкая, чтобы иметь о ней представление. О 14 веке среднестатистический гражданин скажет вам гораздо больше чем, к примеру, о седьмом.   2) Плюс, отмечу, что со средневековья началась какая-никакая художес... Читать далее

До Толкина тоже, кстати, фэнтези писали)

Художник, искусствовед, актёр, диктор и вообще очень приятный человек...  · 15 янв 2019
Я думаю, в первую очередь, потому что - это очень красиво! Антураж средневековья очень живописен, очень кинематографичен и очень визуально эффектен. Мы достаточно много знаем как выглядели средневековые замки, оружие, одежда, интерьеры и т.д. и на этом поле остаётся ещё достаточно места для фантазии. В средневековье можно придумать и поместить в этот мир что угодно от... Читать далее
Живописен только, если исходить из литературной традиции рыцарского романа, где представало иное Средневековье с... Читать дальше
Эксперт во всех вопросах  · 28 февр 2020
Сеттинг хорошоий - сыро, мрачно, тяжело, мощные замки, тяжёлые доспехи. Лично я не могу представить фэнтези по типу Властелина Колец, Варкрафта или Ведьмака в солнечной Греции или Египте, я большее скажу , я не могу себе представить даже средневековую Испанию или Италию, как декорацию к фэнтази, то есть уже не просто Средневековая Европа, а отдельные её части . К... Читать далее
В ГП два мира - наш и собственно фентезийный, куда с платформы 9 и 3/4 попадают. И этот второй мир, мир... Читать дальше
Лучший
связи с общественностью, история, видеоигры  · 13 янв 2021
Это напрямую связано с истоками жанра. Из чего выросло фэнтези: 1. Романтическая традиция, заложенная еще в куртуазной литературе (рыцарские романы, о которых другие эксперты уже упоминали). Многие произведения авторов, сформировавших романтизм — Гофман, братья Гримм, позже Г.Х. Андерсон — значительно повлияли на жанр фентези. 2. Европейский эпос раннего средневековья... Читать далее

Потому что в основе не просто Мономиф и "волшебная сказка" об инициации, восходящая ещё к неолиту, а конкретно западно-европейский куртуазный рыцарский роман (начиная с "Артурианы" Томаса Мэллори). Хотя сейчас творческий поиск идёт и появляется больше разных Вселенных, не зацикленных на заезженной схеме "рыцари-принцессы-драконы-волшебники".

Первый
А вы с какой целью спрашиваете? Много фэнтези другое, Вот например Аяна Внутренние Земли, Шумилов А. Там полностью вымышленный мир, даже не люди герои, раса своя( можно наверно сказть что это биологическое фэнтези, очень много диковинных тварей), а сражаются они при помощи оружия в том числе бомб антиматерии, и бок о бок с придуманными автором существами, вообще сюжет ра... Читать далее

Это скорее исключение из правила.

Первый
О гораздо более древних временах меньше известно. Средневековые культурные, религиозные, политические и прочие явления благодаря обширному пласту литературы и образованию стали чем-то вроде общеизвестных брендов. Популярность фэнтези связана с психологическим бегством от урбанизации в выдуманный мир. По сравнению с гораздо более древними временами (под которыми ТС... Читать далее
Я добавлю, что Средневековье самое органичное время для мифических существ. В то время в них верили, они были частью ежедневной жизни людей. Отношение к миру основывалось на вере и прочем иррациональном, они жили в мире фэнтези. Взаимоотношения людей были проще и романтичнее, добро и зло, честь и подлость - все поделено довольно определенно. И всякие сложные движения... Читать далее

Только не средневековье, а наше представление о нем.

Сантехник, работаю, отдыхаю, снова работаю.   · 15 янв 2019
Именно потому, что оно условное. Как правило в средневековый замок форпост запихивают всё что захочется. Берется оружие и доспехи из разных эпох, убирается всё огнестрельное и вуаля- готов новый фильм. Как сделать эпичным битву в деревянном городке, где 50 защитников и 100 нападающих с копьями и луками? По логике фентези один орк или огр должен в хлам такой городок... Читать далее