В "Кратком курсе советской литературы" Дмитрий Быков высказывает предположение, что Булгаков избежал расправы только благодаря личному покровительству Сталина, который не просто хорошо знал творчество писателя (общеизвестный факт: вождь смотрел булгаковскую пьесу "Дни Турбиных" свыше 15 раз), но и - что более важно - понимал и высоко ценил. Кого Сталин не понимал (например, Мандельштама) - того и уничтожал. И наоборот. Скажем, генсек был не в восторге от Андрея Платонова, но масштаб его дарования он понимал всегда ("талантливо, но сволочь" - известная помета генсека на полях платоновской книжки), потому писатель и уцелел.
Однако я бы не стал утверждать, что эта версия хорошо объясняет относительно благополучное положение Булгакова в годы репрессий. Чтобы понять логику "большого террора", необходимо прежде всего отказаться от самого слова "логика". Из мемуаров Ильи Эренбурга: "Когда я думаю о судьбе моих друзей и знакомых, я не вижу никакой логики. Почему Сталин не тронул Пастернака, который держался независимо, а уничтожил Кольцова, добросовестно выполнявшего все, что ему поручали?"
Мне тоже не ясно, почему Хармса загребли только в 41-ом году, когда и в 37-ом было понятно, что парень в соцреалисты никогда не перекуётся и вообще по жизни чокнутый punk.
Репрессии такие репрессии.
По сути верно, а по форме мерзко. "Репрессии такие репрессии". Стыдитесь.
Бывают вещи и похуже, чем арест.В самый жёсткий период, когда его не печатали, пьесы снимали, а друзей вокруг сажали, он выжил чудом.И -да, в этот момент Сталин впервые вмешался явно, но в итоге это не сильно помогло-у М.А. сдали нервы, и он заболел.
Просто так даже кошки не рОдят.
Сталин, судя по всему, подсознательно стремился устроить в СССР что-то типа царской России: "Я - царь, у моих генералов красивые медали на груди, здания строятся богато, с колоннами ("сталинский ампир")". Поэтому ему нравились произведения типа "Белой гвардии", с аристократами, поручиками, мундирами и прочими атрибутами прошлой жизни.