Христианский мир весьма разнообразен и разделён на несколько (на три, минимум), направления, которые находятся в противостоянии друг другу по вопросу верного понимания Писания.
В послании Галатам апостол Павел предал анафеме (Гал 1:8-9), т.е. проклятию, тех учителей, которые к Евангелию стали привносить свои учения. Они стали искажать Евангелие благодати, проповеданное Павлом.
Анафема (проклятие, отлучение, подлежащее уничтожению) - по сути, это означает, что те люди в глазах Павла не являлись христианами, хотя и полагали себя таковыми, и даже имели в глазах некоторых церковных общин авторитет учителей.
Так вот, католическая и православная ветви христианства друга друга предали анафеме, закрепив это документально, т.е. юридически. Это означает, что они не считают друг друга христианами. Хотя, как мы видим на деле, весьма двойные стандарты - где надо, (в основном, в популистском и ничем не обязывающем разглагольствовании) вроде как почти свои, где неудобно - развод и тапочки по почте, мол, раскольники и еретики.
Такое же отношение и с протестантами (лютеране, реформаты) - такие же взаимные анафемствования с Римом.
Сейчас много разговоров о снятии анафем между Римом и византийской верой, однако, на мой взгляд, это просто политика и игра слов, с целью определенных материальных преференций. Анафемы были за убеждения. Убеждения остались прежними. Это как снять голову с плеч, а потом попробовать поставить её обратно и сказать, "шо так и було" ))
И теперь возвращаясь к ответу на главный вопрос. Мы увидели двоякую ситуацию касательно христианства, где с одной стороны, вроде как есть три ветви внутри, но все они христиане, а с другой стороны, в зависимости от ситуации, от одной и той же стороны мы можем слышать противоположные утверждения об оппонентах - то они христиане, то не христиане.
Так называемые свидетели Иеговы, отрицающие божественность Христа, тоже полагают себя христианами, и конечно же единственно верными. Однако СОВРЕМЕННЫЕ религиозные определения исключают их из принадлежности к христианам. Это не всегда было так. Несколько веков теологические пращуры иеговистов - ариане (4-7 в.н.э.) занимали часто лидирующие позиции и доминировали во многих регионах римской империи. Было даже так, что на территории восточной римской империи оставался только один епископ противостоящий арианству - Афанасий (Великий).
Тогда арианство было государственной религией и называлось христианством.
Сейчас же мы видим совершенно иную картину в определениях. Представьте сообщество свидетелей иеговы на месте православия сегодня... А это называлось в 4-ом веке официальным христианством.
Так же обстоит дело и с самим исламом. Любая религия, претендующая на аврамическую, т.е. на правильное понимание и толкование Библии (а все они, так заявляющие, основаны на Библии), априори, определяет себя: а) основоположницей, наследницей или приемницей . И б) взаимоисключающей иные версии библейских верований.
Религии, относящие себя к аврамическим могут частично игнорировать Писание, как иудеи, не признавая книги Нового Завета, или дополнять себя новыми откровениями, как это можно видеть в исламе, у мормонов или в общине Виссариона.
Почему ту же общину Виссариона называют псевдохристианской сектой, а ислам именуют отдельной религией?
Политика. Историческая конъюнктура. Ислам существует много веков и является мощной религиозной организацией, идеи которой признают и исповедуют многие государства. Поэтому и религия.
Та же ситуация была бы и со свидетелями иеговы, мормонам или виссарионовцами, имей они больший вес. Но идеи Мухамеда, НА СЕГОДНЯ, получили более широкое распространение и политическую поддержку, нежели идеи Ария, Смита и Виссариона. Вот и вся разница.
Добился признания и поддержки - религия. Не добился - псевдохристианская секта или ересь.
Но это с точки зрения мира сего.
С точки зрения самой Библии мы имеем четкое определение подобного феномена. Любое отклонение от Евангельского учения благодати есть ЕРЕСЬ, по определению самого же апостола Павла, а также названо "ИНЫМ благовествованием" и "извращением Христовой вести" (Гал 1:6,7) Также ложные антибиблейские учения, названы поставлением "человеческой праведности" в пику "праведности от Бога" (Рим 10:3). И все верования, отличающиеся от Евангелия благодати предаются проклятию.
Исламскую версию аврамической религии можно также, *С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ* Библии, именовать ересью, как это сказано о другом, известном современникам, "представителе" аврамической религии - об иудаизме (Деян 15:1,5).
Христианство же, т.е. вера в Иисуса Христа Спасителя Господа и Бога, наоборот, *С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ* приверженцев иудаизма, именовалась во времена апостолов "назорейской ересью" (Деян 24:5), по причине численного преобладания на тот момент иудейского исповедания над христианским.
Есть исторические точки зрения, есть политические, есть бутафорские официальные позиции, а есть более реальные негласные, есть юридические, а есть просто попсовые... А есть точка зрения мирская и библейская.
Так что, существуют разные позиции воззрения, а соответственно им и разные определения ;)
Спорное утверждение, учитывая инквизицию, крестовые походы, торговлю рабами и т.д.
Дело в том что это не Христианское дело - это первое А вот и второе Не Иудеи не Мусульмане не считаются еретиками в силу их приверженности именно "Ветхому завету" они никак не трактуют "Евангелие" Евангелие для них просто книжка не имеющая особого религиозного значения .. Христиане не признают "Ветхий завет" еретическим произведением от сюда не признают и еретиками Мусульман...
Ислам отрицает Троицу, но считает, что Иегова и Аллах- имена одного бога на разных языках. Конкурирующее христианство вольно обзывать ислам как угодно. Доказать невозможно.