Добрый день, Григорий!
В письме жене, написанном перед уходом из Ясной Поляны 28 октября 1910 года, Лев Толстой достаточно ясно изложил причины, которые побудили его это сделать: «Отъезд мой огорчит тебя. Сожалею об этом, но пойми и поверь, что я не мог поступить иначе. Положение мое в доме становится, стало невыносимым. Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни».
За тридцать с лишним лет до этого, на рубеже пятидесятилетия, Толстой переживает серьезный духовный кризис, который заставляет его изменить не только мировоззрение, но и внешний уклад жизни. У него появляется множество единомышленников и последователей; некоторые из них со временем становятся его друзьями. Однако самые близкие писателю люди — его жена и дети — по-разному восприняли его новые взгляды. Большую поддержку Льву Николаевичу оказывали дочери, младшая из которых, Александра, в последние годы жизни отца защищала его интересы, нередко вступая в конфликт с матерью. В свою очередь, жена Толстого Софья Андреевна во многом не разделяла убеждений мужа и противилась постоянному присутствию его последователей в жизни семьи.
Со временем близкие писателю люди словно разделились на два враждебных лагеря, вольно и невольно пытаясь на него повлиять. Конфликт интересов обострял желание Льва Николаевича отказаться от авторских прав (этот вопрос был решен в его последнем завещании, согласно которому формальный контроль над его произведениями, включая черновики, получила дочь Александра, а фактическим распорядителем литературного наследия Толстого стал его друг Владимир Григорьевич Чертков). Словом, в последние месяцы жизни Льва Николаевича атмосфера в Ясной Поляне была крайне напряженной — и это заставляло его по-настоящему страдать. «Они разрывают меня на части, — записывает Толстой в «Дневнике для одного себя» 24 сентября 1910 года. — Иногда думается: уйти от всех».
Невозможность жить в «условиях роскоши» как еще одна причина ухода также связана с изменением в мировоззрении Толстого — стремлению к более скромному образу жизни, отказу от материальных благ, нежеланию эксплуатировать других людей. И хотя обстановку в яснополянском доме сложно было назвать роскошной, бытовая сторона жизни Толстых практически не отличалась от жизни любой другой дворянской семьи: штат прислуги, разнообразное обеденное меню, прием гостей и развлечения. С одной стороны, это несоответствие между желаемым и действительным тяготило самого писателя, с другой — могло служить упреком в его адрес от критиков его учения. Высказывая желание покинуть усадьбу, Лев Николаевич говорил, что хотел бы поселиться в простой крестьянской избе и даже просил одного из своих знакомых подыскать ему такое жилье.
Желание покончить с конфликтами, жить в соответствии со своими убеждениями, наконец, усталость от «большого мира» и пристального внимания окружающих — вот основные мысли, которые мы можем увидеть в прощальном письме Толстого к жене. Решение покинуть Ясную Поляну он принял задолго до своего ухода, однако на ход событий значительно повлиял инцидент, произошедший той же ночью, 28 октября: «Лег в половине 12, — пишет Толстой в дневнике. — Спал до 3-го часа. Проснулся и <...> вижу в щелях яркий свет в кабинете и шуршание. Это Софья Андреевна что-то разыскивает, вероятно читает. Накануне она просила, требовала, чтоб я не запирал дверей. <...> И днем и ночью все мои движенья, слова должны быть известны ей и быть под ее контролем. Опять шаги, осторожно отпирание двери и она проходит. Не знаю от чего, это вызвало во мне неудержимое отвращение, возмущение. Хотел заснуть, не могу, поворочался около часа, зажег свечу и сел. Отворяет дверь и входит Софья Андреевна, спрашивая "о здоровье" и удивляясь на свет у меня <...>. Отвращение и возмущение растет, задыхаюсь, считаю пульс: 97. Не могу лежать и вдруг принимаю окончательное решение уехать».
Достаточно наглядно свои представления о совершенстве жизни человеческой Лев Николаевич описал в повести "Отец Сергий". Уверен, прочтение даст Вам исчерпывающий ответ на Ваш вопрос.
У отца Сергия не было не только 13 детей, но даже одного.
Глубочайший духовный кризис. Именно духовный. Отсюда одиночество в семье, стране. И вред от толстовцев. Нельзя создавать свою религию. Бежал он от самого себя.
13 детей...