Юрий Новосад, Вы отметили ответ Дмитрия Маслова, как лучший, однако он ошибается и причина гораздо глубже, чем он и Вы считаете. Престижность высшего образования сложилась достаточно давно, а вот стремления к нему нет в современной России, по причине отсутствия системы образования, которая была разрушена. 1). В СССР была целостная система образования. Это означает, что население было всесторонне простимулировано к постоянному повышению знаний. Работали материальные стимулы (стипендии в техникумах(колледжах)), институтах и аспирантурах. Повышением зарплаты сопровождался каждый новый этап аспирант-кандидат-доктор и т.д. Гарантированное трудоустройство по окончании техникума или ВУЗ-а. Моральные стимулы, легко можно было определиться в научной среде (все крупные институты имели свои ВАК-и) Стать ученым можно было параллельно с педагогической работой. Ученое звание всегда возвышало человека над другими. Далее человека с высшим образованием сразу брали на руководящую должность, без опыта работы. На заводе мастер. Без высшего со средним специальным, нужен был стаж не менее 3 лет (годы учебы в техникуме). Могли поставить и без среднего специального, но тогда нужен опыт 5 лет (годы учебы в ВУЗ-е). Таким образом, престижность и эффективность высшего образования, организована была на всех стадиях, вплоть до выхода на пенсию специалистов, ГОСУДАРСТВОМ. Ошибочно думать, что образование опиралось только на своё министерство, нет и ещё раз нет. Министерство исполняло заказ Советской Власти и никак иначе, а когда Советской власти не стало, не стало и заказа на воспитание человека новой формации, соответственно и разрушили всю систему образования, причем вслед за индустрией. Если бы даже сегодня, гипотетически, сохранилось образование, то эффективность его была бы низкой. Специалисты высокого уровня выйдя из ВУЗ-ов, оказались бы на улице, работать им было бы негде, нет тех фабрик и заводов, для которых открывали эти самые ВУЗы. Далее, что происходит внутри, например среднего специального образования? Если в советское время Минобр спускал в каждый техникум план на набор по специальностям, то сегодня сам директор колледжа решает какие специальности готовить, а какие нет. Откуда директор колледжа может знать, какие специальности нужны стране? Вот они и гадают по принципу, где меньше затрат. Поэтому технарей готовят только там где сохранилась техническая база (мастерские и лаборатории), а где всё это устарело, уже всё вывезли в металолом. Вот причины, по которым нет ни системы образования, ни престижа высшего образования. Далее о дипломах. Если обнаружится человек с поддельным удостоверением сотрудник МВД, СК или Прокуратуры, то будут искать того кто подделал эти документы, с целью наказания. Если обнаружится человек с поддельным дипломом инженера-конструктора, никто никого искать не будет. Нет статьи УК. Поэтому поддельные дипломы сегодня - это полу-легальный бизнес. Что в советское время было невозможно. Легко было поступить в любой вуз, там были бесплатные подготовительные курсы. И последнее, в современной России можно прожить спокойно и без высшего образования, например курьером, которым платят приличные деньги, водителем высоких категорий, если Вы за рулем фуры у Вас более 200 тысяч доход в месяц. Что получает инженер сегодня, если мастер производственного обучения в авиационном колледже получает 17 000 р/месяц? Вот почему нет смысла ломать голову, можно просто стать блогером, дурачиться в инете и иметь гораздо больше. Жители крупных городов просто переснимают квартиры и накапливают так вполне приличные деньги.