Таким образом дети осваивают мир. Через повторения. Они многого не знают, не понимают, поэтому для них многое неожиданно и непредсказуемо. Постепенно ребенок учится доверять неизвестному миру.
Со временем дети улавливают закономерности. Они уже знают определенную последовательность действий, могут мысленно предсказывать события и радуются этому своему знанию.
Повторение развивает память, формирует важнейшие аналитические схемы в мозге ребенка, которые лягут в основу его дальнейшего развития.
Но, кроме того, в маленьком возрасте повторение – это свидетельство надежности мира. Нарушение привычного образа жизни может значить, что что-то случилось. Поэтому дети любят ритуалы (традиции): засыпают под одну и ту же сказку с любимой игрушкой, а едят только из своей тарелки.
Если ребенок чему-то учится – он неустанно повторяет одно и то же действие много раз, пока не достигнет желаемого результата. Взрослым непонятно, иногда скучно, читать одну сказку много раз подряд, смотреть один и тот же мультфиьм. А ребенку необходимо многократное повторение.
Психологи подсчитали, что именно 30 раз нужно прочитать ребенку подходящую по возрасту и уровню развития сказку, чтобы он понял отдельные моменты, сюжет в целом, запомнил подробности, выучил наизусть, сделал свои выводы и радовался своему знанию.
Когда ребенок узнал и запомнил что-то, ему приятны повторения, потому что теперь он предвкушает что-то новое.
По той же причине дети повторяют какие-либо действия – они радуются, что освоили какой-то навык. Как только ребенок научится собирать пазл, он будет делать это снова и снова, каждый раз радуясь своему новому умению. Для ребенка повторение – это способ напоминать себе о том, что он умеет делать.
Даже подросшие дети любят повторения (играют много раз в одни и те же игры, ходят в один и тот же детский клуб). Это подсознательное проявление того же младенческого стремления убедиться в надежности мира и познать что-то до конца. При этом дети, чувствуя реализацию своих желаний, становятся более спокойными, терпеливыми и умеют лучше концентрироваться.